Мой древний Эрзя народ, преклоняю голову перед твоей седой стариной!
Ты первый пришёл на эти лесистые равнины, поднял послеледниковую целину и засеял первые злаки.
Построил свои жилища, основал свои Репешти и Керемети и назвал страну Эрзянь Мастор, а себя эрзя - эриця - эрийть.
Пытливый ум ищет ответа: как жил в те отдалённые времена мой народ, зная, что хозяйкой была Мать-эрзянка, и она определяла культуру бытия.
В весенний праздник, хотелось поздравить всех-всех женщин, независимо от национальности с праздником 8 марта, и посвящаю им статью написанную Аношонь Тумаем. Эрзянская одежда сложилась в течение тысячелетий.
Она несёт в себе эстетические и магические нормы, представления о мире, отношениях в семье, обществе. Особенно интересен женский наряд, рождённый в недрах эрзянского матриархата, и в ней немало неразгаданной информации.
Силуэт, ритм, вносимый декоративным оформлением (вышивкой), женщина сохраняла из поколения к поколению как неизменный, традиционный идеал народа.
Удивляет оригинальная простота покроя тунико-образных панара, покая, руци; они-были удобны в ношении и защите тела.
Гармонична и красива эрзянская женщина в национальном костюме.
Чистоту линий, грациозность фигуры подчёркивают вертикали вышивок.
Вышивка идёт по центру спереди, вдоль основного полотнища, обрамляет разрез на подоле «эльзире», спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. Эрзянскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов (ковровая зашивка), где нет ничего случайного.
Ювелирно выполнение сложного узора по счету нитей и умение сочетать различные способы вышивки. Украшая одежду, мастерицы отбирали лучшие узоры –«сёрмат», т.е. письмена. В старину по ним можно было прочитать, кто из какого рода, по головному убору видно было замужем женщина или нет. Эрзянка от природы наделена чувством меры. Интуитивно, без знаний конструирования и моделирования одежды, она создавала подлинные шедевры. Внося в костюм личное, при этом сохраняла эстетические вкусы и предел становления своего народа. На фоне лесной зелени женщина выглядела очень празднично. Длинный покай почти закрывал ноги. Красно-чёрные вертикальные полосы по белому полотну выглядели благородно. Широкий пояс, пулай, длинными чёрными нитями рельефно подчёркивал бёдра, женщина выглядела стройнее. Съёмные украшения - обязательное дополнение к одежде. Это бусы разной длины и материалов, бисерные воротники, фибула-сюлгамо, шумящие подвески из цепочек, жетонов, бубенцов. Высокий конусообразный головной убор, «панго», сверкает цветами радуги бисерного шитья. Алая фата-платок, закрывая волосы сзади, довершает композицию одежды. Первоначальная одежда из глубины веков не дошла до нас.
Можем только догадываться, как она выглядела, и верить, что некоторые традиции изготовления народ в какой-то мере сохранил. Изначально женщина, державшая власть в обществе, придавала большое значение своему костюму, как средству влияния на сильный пол. О магии костюма, особенно свадебного, нам мало известно, но знания наших предков изумляют воображение. В женском костюме всё было предусмотрено: сохранение тепла, удобства в ношении, различные средства-обереги и многое, пока непонятное, другое. Цветовое решение костюма - триколор, не случайное. В нём заложен глубокий смысл единения физической и духовной жизни человека. Белый - символ божественности, высокого духа, именно поэтому он парадно-торжественен. Чёрный - цвет земли, Родины, колыбели человека и кормилицы, но не траура. Красный - это огонь, кровь (родство), жизнь. В технике вышивки часто встречается «эрзянская звёздочка». В каждой из них закладывался образ бога Чипаза, формируя рельефно-ковровую фактуру изображения. Сам процесс кроя, к примеру, панара имеет традицинно-ритуальную символику, когда широкий льняной холст по высоте модели слаживают пополам, определяют вырез проймы. Вышивка на старинной одежде выполнялась шерстяными нитями по льняному или конопляному холсту. Нити красили растительными красками из корней подмаренника, чебреца, желтяницы, коры ольхи, молодых листьев яблони. Интересно то, что задолго до появления картофеля люди знали крахмал и использовали в крахмалении нижних рубах. Использовали клубеньки аира болотного. При трении накрахмаленные женские нижние рубашки издают своеобразный хруст. Этот секрет широко использовался женщинами издревле. Шумящие украшения эрзянской женщины: подвески, монеты, жетоны, бубенчики, очевидно, служили для тех же целей. Металлический звон создавал привлекательный фон, он же угнетал дурные помыслы. Яркие цвета, металлически сверкающие подвески, цепочки, ожерелья, вертикали красных полос на одежде спасали женщину от сглазу. Особенно экзотичен для народов Поволжья эрзянский пояс-пулай, неизвестный другим народам, в том числе и мокше. Пулай и его разновидности - непременная часть женского костюма.
Весит "этот атрибут" одежды эрзянки внушительно. Я не взвешивал специально, но около 3-4 кг будет точно!
Женщине без пулая нельзя было показываться на людях: она считалась неодетой. Даже во время жатвы, в жару она не снимала пулая. Зато зимой в нём было теплою Он охранял от женских простудных заболеваний.
Пулай впервые надевали девочке в 14 лет, в момент полового созревания. С этого момента она могла быть засватана. Пулай нёс и защитные функции. Считалось, дурной глаз запутается в чёрных нитях и не сможет сделать женщину бесплодной. Тяжёлый пулай, весом доходящий до пуда, укреплял торс, округлял бёдра и икры ног. Благодаря этому элементу одежды, эрзянки были стройнее и грациознее. Иностранные путешественники подчёркивали, что среди эрзянок совсем не было сутулых и горбящихся. Магический смысл вкладывался и в женский головной убор панго, который надевался с выходом замуж. На панго конусообразной формы на красном фоне в верху в треугольнике символическое изображение жёлтыми бляшками Чипаза. На красной трапеции под ним родовое дерево. Под ним жертвенный постамент. По-видимому, заложена молитва к умершим предкам, к их покровительству. И в завершение о лаптях. Они плелись разные, на все нужды. Отличались количеством лычек. Отличие от русских лаптей: ориентированы на левую и правую ногу. Женские лапти-семирички, очевидно, несут счётную магию, ведь семь - священное число, несущее шаг лунного календаря.!!!
В старину по ним можно было прочитать, кто из какого рода,
Чувашонь панатрнесеяк вышывазь рунасо эсист лемест. Нейгак истят панарт мон неинь. Аналогично в чувашской одежде, рунными узорами украшали одежду и писали родовые надписи и знаки. И сейчас я такие узоры вижу на современных чувашских рубашках(кепе).
Пост N: 22
Зарегистрирован: 16.04.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг:
0
Отправлено: 21.05.09 11:25. Заголовок: Узнала недавно, что ..
Узнала недавно, что костюмы эрзянок различались в зависимости от мест их проживания. Подскажите, пожалуйста, где можно посмотреть наглядно костюм эрзянки Симбирской губернии или хотя бы прочитать описание.
Пост N: 106
Зарегистрирован: 26.09.08
Откуда: россия, бугуруслан
Рейтинг:
0
Отправлено: 21.05.09 12:46. Заголовок: В альбоме " Мор..
В альбоме " Мордовский народный костюм", думаю, хоть в одной библиотеке Вашего города его можно найти. Да и в пределах Симбирской губернии была масса вариантов, особено различавшихся по разным берегам Рав.
Можно поинтересоваться в редакции "Эрзянь Мастор": тел. 8 834 2 24 28 65. В Саранске есть мастерская, где вышивают эрзянь панар. Или найти вышивальщицу-мастерицу самому.
Отправлено: 10.06.09 22:53. Заголовок: Здравия всем! Меня и..
Здравия всем! Меня интересует практическое творчество. Может кто подскажет где можно узнать о значении вышивок на одежде и как пошить мужскую и женскую одежду (выкройки и т.п.). Заранее благодарю!
Здравия всем! Меня интересует практическое творчество. Может кто подскажет где можно узнать о значении вышивок на одежде и как пошить мужскую и женскую одежду (выкройки и т.п.). Заранее благодарю!
Отправлено: 25.06.12 19:25. Заголовок: Как выглядели наши п..
Как выглядели наши предки 100 лет назад? Об этом хоть как-то, но можно судить по выцветшим черно-белым фотографиям. А как выглядели наши предки 150 лет назад? При отсутствии фотографических изображений тех времен для ответа на этот вопрос приходиться обращаться к объектам материального мира, сохранившимся в редко встречающихся теперь бабушкиных сундуках, преимущественно в сельской местности, бережно передаваемых от поколения к поколению. Таким вот артефактом может похвастаться жительница с. Старые Кутуши Черемшанского р-на Республики Татарстан Рабина Валентина (Миколинь Валя), которая при очередном моем посещении данного населенного пункта согласилась на мою просьбу и одела старинный сарафан, доставшийся ей по наследству от матери, а той еще ранее доставшийся от ее бабушки. Посчитать все поколения владевшие сарафаном, лет этак 150 ему точно есть. Сарафан по словам Миколинь Валё соткан вручную на ткацком станке, из льна материной бабушкой в незапамятные времена. Внешне состоит из собственно самого сарафана и бретелек, за которые он одевался на плечи.
Сзади сарафана имелся разрез, который застегивался либо на пуговицы, либо на булавки.
Узор ткани незамысловатый, линейный. Линии разных цветов, но основные цвета темно-красный, черный, желтый, характерные для одежд эрзян присутствуют.
Вот еще старинный костюм, но без узоров, которому годов не менее чем первому.
А гены, они через поколение-два, повторяются в потомках. Так выглядят эрзя Татарстана в начале 21 века
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет