|
| |
Пост N: 477
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг:
2
|
|
Отправлено: 01.09.10 09:14. Заголовок: ИНТЕРВЬЮ С ТЕРЮШАНЬ ..
ИНТЕРВЬЮ С ТЕРЮШАНЬ СЕРГУ - В сентябре прошлого года в интернете появилась сенсационная статья Александра Марковича Шаронова «Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина»<\/u><\/a>, где во всеуслышание декларировалось, что «основная масса русских людей исконной России являются генетическими эрзянами». Данная статья вызвала обостренный интерес к своей истории у эрзянского лектората. Статья, безусловно, далеко не бесспорная, но национальная гордость автора за свой народ и его исторический путь настолько захватывала и вдохновляла, что невозможно было остаться просто равнодушным читателем. Сергу, а Вы поддерживаете утверждению Александра Марковича об эрзянских корнях Руси? Я больше чем уверена, что ответ будет положительный, поэтому сразу задам следующий вопрос, какие аргументы в пользу этого на Ваш взгляд наиболее убедительные? Сергу Терюшань: Я не просто поддерживаю, я уверен в эрзянских корнях Руси. Общеизвестно, что про русов, русов-арса (артания) говорится в текстах арабских космографов VII-X вв. Фактически все они сходятся на том, что «русов» три группы и находятся они в Куябе, Славии и Артании (Арса). Локализация русов (раске) на реке Ра (Волга) доказывается множественными упоминаниями в различных источниках. Поисками недосягаемой Арты-Арсы занимались многие историки, но тема оказалась недоступной для их понимания. Что же смущало историков? Исследователи, связывая Арсу с берегами реки Волга (Рав) и городом Арзамас, наталкивались в этой местности на «мордву племени «эрзя», которую относили к финно-угорскому народу. Поиски легендарной Арсы на этом прекращались: не может же быть «мордва» руссами, от которых пал Хазарский коганат и содрогалась Булгария! Политические мотивы так же сдерживали исследования в данной области. Историки, изучающие арабские источники, отправляли «русов» подальше от «мордовских земель», которые на самом деле являлись эрзянскими. Наш этнос растворяется, уходит в никуда, у нас нет правдивой истории, постепенно исчезает эрзянский язык, обычаи все гуще замешиваются с мокшанскими, даже наши национальные одежды пытаются смешать с мокшанскими и превратить эрзян и мокшо в обезличенную мордву. На мой взгляд, здесь вина в первую очередь мордовской автономии, управлять однородной массой всегда проще, а мы - народ, помалкиваем, нам все кажется, что национальные языки и культура - это проблема, которая выведенного яйца не стоит, мы примиряемся с уничтожением наших национальных культур. Самое интересное, при этом уничтожается в первую очередь именно русская самобытность, которая корнями уходит в эрзянские культурные традиции, и это упорно никто не хочет замечать. Никакими финно-уграми здесь и не пахнет - "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!" Эрзянь раське и русские - одна этническая общность. Есть несколько вариантов объяснения слова Русь, и все они вытекают из эрзянского языка: Русь -розь (рожь) - рудаз (руда) – раське (народ). - Сергу, мне известно, что Вы занимаетесь изучением истории Эрзянь Мастор, а, вернее, ее реконструкцией, так как эрзянская история неоднократно перекраивалась: сначала царскими династиями, а затем и советской номенклатурой. Как кратко Вы можете охарактеризовать мордовскую историю? Сергу Терюшань: - «Мордовская» тема для большинства россиян - национальная экзотика. Редкий профессиональный историк пытался разобраться в этом вопросе. Суть же вопроса проста и лежит на поверхности, а именно: мордва тщательно пытается спрятать былое величие и всю подлинную историю Руси. Официальная наука преподносит россиянам и всему мировому сообществу в качестве аксиомы единство мордовского этноса и его бинарность "эрзяне – мокшане". С целью дезинформации «хранители» единой лжеистории Руси и мордвы внушают мысль о единстве «мордовского» народа, а ярким тому доказательством, якобы, служит окончание «ва» у слова «морд-ва». Как понимаете, такая аргументация далека от науки. И именно из таких лженаучных доказательств и состоит вся история мордовского народа. Каждый желающий ознакомиться с историей мордвы должен это хорошо запомнить. - Сергу, Вы считаете, что эрзяне и мокшане это разные народы? Какие факты заставили Вас сомневаться в их национальном единстве? Сергу Терюшань: - Именно так! Я родился в Нижегородской области на исконно эрзянской земле, которую мордовские историки признают местом формирования эрзянского этноса. Эта древняя земля взрастила не одно поколение эрзянского народа. За последние сто лет, впрочем, как и раньше, каких- либо серьезных связей между эрзя и мокша народами на этой земле не наблюдалось, так как на Нижегородскую область приходилось всего два небольших мокшанских села, переселенцев с Пензенской губернии. Язык мокшан существенно отличается от эрзянского, при общении без великого русского просто не обойтись. Антропологический облик эрзян и мокшан также имеет различия: у мокшан явный монголо-тюркский компонент, разрез и цвет глаз, темная пигментация кожи. Имеются отличия в менталитете и национальной одежде. Женщины-мокшанки носили штаны и по восточному повязывали платок на голове, мужчины по мусульманскому обычаю были обрезаны. Ближайшими родственниками для мокшан могут быть татары, марийцы, чуваши, а не эрзяне. К тому же, мной было проведено исследование мокшанской религии («Религия отражает историю и культуру народа»<\/u><\/a>), в ходе которого было подтверждено родство мокшан с татарами. Этих фактов вполне достаточно, чтобы утверждать: мокша и эрзя – совершенно разные народы. - Эрзянский язык традиционно принято относить к уральской языковой семье, если быть еще точнее - к финно-угорской ее ветви. Наслышана, что Вы придерживаетесь иной точки зрения, пожалуйста, поделитесь своими мыслями по этому поводу. Что именно подтолкнуло Вас усомниться в научности традиционного взгляда? Сергу Терюшань: Дело в том, что, традиционный взгляд нельзя назвать научным и вот по какой причине. В «Истории формирования мордовского этноса» Н.Мокшиным утверждается: «По своему антропологическому облику древние финно-угры принадлежали к уральской расе. В процессе продвижения в западном направлении и смешивания с европеоидным населением они в разной степени европеизировались». Как известно, уральская раса занимает промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами (ханты, манси, северные алтайцы и некоторые группы хакасов). По одной из версий, прародина уральских народов находилась в северной части Западной Сибири, в районе между нижней Обью и Уральскими горами, но так считают не все ученные, поэтому данный вопрос является спорным. Но в любом случае мы можем поставить свой вопрос, кто европеизировал уральцев и финно-угров? Как известно в 5-3 тыс. до н. э на территории современной России славян еще не было, но светловолосые, голубоглазые европейцы жили и влияли на внешний облик уральцев, это вытекает из самой теории и не отрицается уралистикой. Эрзян долгое время относили к финно-угорскому миру, но каких-либо уральских, монгольских, компонентов в эрзянах не найдено, поэтому науке невольно приходится признать, что уральские народы различаются между собой расами и, как понимаете сами, эрзяне относятся к европеоидной расе, а если точнее - к атланто –балтийской расе. Вот тут и возникают серьезные противоречия, которые разваливают традиционную точку зрения, и способствуют пониманию того, что именно предки эрзян европеизировали уральцев и древних финно-угров. Именно поэтому эрзянские языковые маркеры встречаются в уральских и во всех финно-угорских языках. Более подробнее можете узнать об этом, изучив статью "МЕЖДУ ФИННАМИ И УГРАМИ. МОРДВА И ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ Часть II"<\/u><\/a> - После выхода Вашей статьи "МОРДОВСКАЯ И ФИННО-УГОРСКАЯ ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ" разгорелись споры вокруг финно-угорской языковой общности, объективной оправданности ее создания. В связи с этим возникает вопрос, насколько верно относить эрзян к данной общности, и существует ли реальная научная основа для ее существования? Сергу Терюшань: Попытки научно доказать выдвинутую гипотезу финно-угорского родства всегда были далеки от академизма, что касается научной концепции, согласно которой эрзян отнесли к финно-уграм, то ее нет. В основе этой акции - политика и финансовые выгоды. Празднование "Единения мордвы с народами РФ" с бюджетом 17 миллр. рублей - наглядное тому подтверждение. Ученые финно-угроведы мечтают найти следы мифического уральского пранарода и столь же надуманного уральского праязыка, но до сих пор им это не удалось сделать и , я уверен, что и в дальнейшем не удастся. Финно-угристы старательно не замечают эрзянский народ, двулично подменяя его мордовским, хотя они прекрасно знают о мощном влиянии эрзянской культуры на весь Волго-Уральский регион, кроме того, некоторые лингвисты считали именно эрзянский язык санскритом для всех остальных языков финно-угорской группы, и это ни для кого не секрет. - Стал уже «притчей во языцех» тот печально известный факт, что чиновники Мордовии всеми силами пытаются доказать близость мокшанского и эрзянского языков и создать на их базе единый мордовский. Ваше отношение к этому? В реальности насколько близки эрзянский и мокшанский языки, соответствует ли действительности заявления о совпадении их лексики до 80-85%? Сергу Терюшань: - Единый мордовский язык – преступление против моего родного эрзянского народа. Создание ЕМЯ - сугубо чиновничья затея, которая преследует политические цели мордовской элиты, в числе которых и ликвидация эрзян как этноса, при помощи лишения языка, культуры, истории и национальных традиций. Известный филолог-лингвист М.Н.Коляденков еще 1955 году указал на существенные различия между эрзянским и мокшанским языками. Впрочем, не нужно быть специалистом в области языкознания, нужно просто прочитать текст на мокша-мордовском языке и многое откроется: Эрь народть развитиянц колга корхтай кяленц «информационнай емкостец». Древнегреческяй мыслительхне, конатнень Архимед апряказень аньцек фкя направлениянь содаманкса: види и кержи, талакоткшнесть, што «небосводсь шары Модать перьф шапканя лаца» и вещатнень улихть кафта туфталсна: аля и тядя, алясь—валда, тядясь—шобда…» Обратите внимание на неприсущие эрзянскому языку звуки и сочетания звуков, такие как: «ф», «рх», «кя», «фкя», «рьф», «лх», «йх». В отличие от эрзянского, в мокшанском языке практически отсутствует звук «Ч» вместо него используется «Ш», грамматические и фонетические различия языков на лицо. Принимая в расчет большое количество слов, имеющих общую основу, но отличающихся по своему звуковому составу, можно уверенно говорить о том, что фонетика мокша-мордовского языка сильно видоизменилась под влиянием эрзянской и русской, она стала подражательной, однако при этом сохранила характерные для тюркских языков фонемы. Например: эрз. сея - мокш. сява - «коза», эрз. экше - мокш. эше - «холод», эрз. сывель - мокш. сиволь - «мясо», эрз. чопода - мокш. шобда -«темный», эрз. икеле - мокш. инголе - «впереди», эрз. перька - мокш. Перьфке - «вокруг» и т. д. Положа руку на сердце, можно свидетельствовать о потере мокшанским языком самостоятельности, тем более мордовская наука даже не знает от какого именно тюркского языка происходит мокша-мордовский языка. Поэтому я считаю, говорить о сходстве эрзянского языка с мокша-мордовским просто некорректно. Взгляните еще раз на текст на мокшанском языке: «Кирдемок мяльса Мордовия Республикань Оцюнять Н.И.Меркушкинонь Мордовия Республикань Государственнай Собранияти Посланиянц эряфс етафтоманц, Демографическяй и миграционнай политикать коряс Координационнай Советсь 21 январьста Мордовия Республикань Государственнай Собраниять заседаниянь залсонза етафтовсь семинар-совещания. Пуромкссь лемтьфоль населениянь Всероссийскяй переписти анокламати и Российскяй Федерациянь субъекттнень эса, коса эряйхть мокшет и эрзят, профориентационнай тевть вятеманцты. Тянди водендафт республикань вузса тонафни диаспораста саф студенттне». После прочтения этого отрывка можно смело утверждать о сходстве 95% лексики мокшанского языка с русской и рекомендовать объединить их. - Сергу, занимаясь воссозданием эрзянской истории, Вы, как никто другой, знаете, где скрываются истоки эрзянского народа? На какой земле зародился наш род, и какие археологические культуры способствовали его становлению? Сергу Терюшань: - Память о предках свята. Эрзяне всегда отводили максимум внимания сохранению всего, что связанно с предшествующими поколениями, то есть с предками, и благодаря национальной вере, фольклору передавали эту информацию своим потомкам. Важнейшим источником для нас, современных эрзян, на сегодня является эрзянский эпос «Масторава» под авторством А.М.Шаронова, который раскрывает происхождение и историю эрзя-народа. К сожалению, где находится обетованная земля эрзян, пока неясно, эрзянский эпос, как и многие другие религии, начинает свое повествование со всемирного потопа и это время можно связывать с заселением Волжско-Окского междуречья эрзянами, которые стали осваивать заболоченную территорию и возводить РА- горы для устройства поселений. Что касается археологических культур, то рекомендую прочитать мою статью «История Эрзянь Мастор»<\/u><\/a> , это достаточно объемная тема. - 10 июля этого года в в с.Чукалы Большеигнатовского района Мордовии состоялся Всеэрзянский «Раськень Озкс». Как Вы считаете, не потерял ли он свое изначальное значение в наши дни? Сергу Терюшань: Раськень Озкс оказывает мощное воздействие на пробуждающую этническую систему. Энергетическое ядро, возникающее во время проведения обряда, заряжает энергией этнос. После проведения обряда возникает энергетическая связь между ее активными представителями. Все это напрямую влияет на возрождение древней эрзянской культуры, веры и чувства генеалогического родства с древнейшим эрзянским народом. По сути эрзянский Раськень Озкс является генератором, питающим этнос. Но в том виде, в каком озкс проводился в последнее время, оставлять его нельзя. Поэтому мы выступаем за возрождение чисто эрзянского Раськень Озкса без участия мордовских чиновников. Основная масса эрзян, кстати, нас поддерживает. - Невозможно обойти молчанием Вашу критику деятельности Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка и независимой газеты «Эрзянь Мастор». Думаю, что решиться на такую резкую критику было нелегким делом. Ни для кого не секрет, что среди определенной группы эрзян бытует мнение, что тем самым Вы вносите раскол в ряды эрзянских активистов. Каковы истинные причины такого решительного шага? Чем обусловлена Ваша непримиримость и нежелание идти на компромисс? Сергу Терюшань: Сложившаяся ситуация в среде эрзянского народа требует кардинального пересмотра давно устаревших взглядов Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка и независимой газеты «Эрзянь Мастор». Причины честно и правдиво изложены в двух статьях, с которыми можно ознакомиться на портале "Эрзянь ки"<\/u><\/a>, на мой взгляд, ошибки слишком серьезны, чтоб о них умалчивать или делать вид, что все хорошо. Многие вопросы поднимались мной среди эрзянского актива, но ситуация оставалась прежней, никому не хотелось конфликтов с "ЭМ". Между тем, общаясь с подписчиками газеты "ЭМ", считающими себя то эрзей, то мордвой, то мордвой-эрзя, я не переставал удивляться, пришлось задуматься как такое вообще возможно? Пересмотрел подшивки газеты и выяснил, что у нее нет эрзянского стержня, газета базируется на данных мордовских историков, то есть на ложной мордовской истории. А ведь истина проста – невозможно, культивируя мордовское прошлое, взрастить эрзянский этнос. Распространение мордовской литературы, музыки и скандально известных дисков с надписью "МЫ МОРДВА" вообще губительно для эрзянской молодежи. Возможно, именно по этой причине вокруг газеты и фонда не концентрируется эрзянская молодежь, это еще одна серьезнейшая проблема будущего эрзянского этноса. Что касается разговоров о расколе - это полная ерунда. Да, есть те, кому поднятые вопросы не понравились, но я уверен, это первая их реакция. В дальнейшем все нормализуется. В противном случае, продавцов книг "мордвась" и их защитников молодежь перестанет воспринимать как эрзян. Я думаю, они это понимают, поэтому сделают правильные выводы. - И последний вопрос: в свете предстоящей переписи что бы Вы хотели пожелать своим соотечественникам? Сергу Терюшань: Хотелось бы, чтоб каждый эрзянин и эрзянка сегодня почувствовали ответственность за судьбу своего эрзянского народа, его настоящее и будущее. Мы живём в России, и всякий проживающий в ней народ должен иметь равные шансы на историческую перспективу. Мордва - чуждое нам явление, это аномалия или, я бы даже сказал, отклонение от умственного развития. Мы – эрзяне! Мы не продадим своё гордое имя ЭРЗЯ на псевдоэтноним «мордва» и не станем марионетками Н.Меркушкина, не каких-либо других мордвинизаторов… Мы эрзянами были, эрзянами являемся и ими останемся навсегда! Интервью у Сергу Терюшань взяла Вирява (Т.Ротанова)
|
|
| |
Пост N: 488
Зарегистрирован: 23.06.09
Рейтинг:
2
|
|
Отправлено: 01.09.10 21:57. Заголовок: ДОКЛАД Председателя..
ДОКЛАД Председателя оргкомитета по проведению 3- го Инекужо Терюшань Сергу (Перевод с эрзянского ) ДОКЛАД Председателя оргкомитета по проведению 3- го Инекужо Терюшань Сергу СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА И ЗАДАЧИ ПО СОХРАНЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ Паро чи, эрзят, ялгат, инжеть! Сегодня мы с прискорбием сообщаем, что эрзянский народ превращен в изгоя в своей собственной республике, которая в начале 20 века была создана как форма эрзянской и мокшанской государственности. Дело дошло до того, что мы, эрзяне, вынуждены проводить свой эрзянский Конгресс за пределами республики Мордовия, которая пока еще остаётся формой государственности эрзянского народа. Нас не пугает и не останавливает то, что наш эрзянский Конгресс собрался не в столице республики Мордовии Саранск, а за её пределами на Лукояновской земле, нашей исторической Родине. Символично то, что междуречье Теши-Оки-Волги являлось историческим центром формирования эрзянской культуры, отсюда она распространялась по радиусу в разные направления. Согласно эрзянскому эпосу «Масторава» именно здесь Инешкипаз создал человека и назвал его «Эрзя» и было это время рождения эрзянского народа. Мы собрались на земле Эрзянь Мастор в критический момент для эрзянского народа, совпавший с экономическим кризисом в России. Все мы являемся участниками исторического процесса, от которого будет зависеть демократическая основа нашего с вами государства. Эрзяне, здесь присутствующие, почувствовали на себе реальную угрозу нарушения своих гражданских прав и свобод. Эрзянский народ рассеян по всей необъятной России, и это территориальная разобщенность является для нас определенной преградой в защите своих прав и культурного наследия. Но для собравшихся здесь расстояния оказались не помехой, мы приехали, чтобы защитить свои конституционные права. Нарушителем конституционных прав и свобод эрзян, стал чиновничий аппарат республики Мордовия, который в 21 веке умудряется проводить курс национального, языкового и религиозного насилия над двумя народами в нарушении основных законов Конституции Российского государства. Группа людей, представляющая властные структуры республики Мордовия, объявила свою национальность как «Мордва», самовольно объединив под этим названием два различных народа. В своих речах мордовские власти и ученные демонстрируют явное превосходство над эрзянским народом, они без какого либо стеснения заявляют: «Эрзя – субэтнос, эрзянский язык – диалект, являющийся «узкоколейкой» (А. Лузгин, в интервью «Комсомолке»). В Послании Главы республики Мордовия Госсобранию было сказано о необходимости создания единого литературного языка. Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по формированию единого «мордовского» литературного языка -ЕМЯ. Политическая «элита» Мордовии проводит агитации в местах массового проживания эрзян и мокшан, внедряет в умы свою мордовскую теорию единства народа, утверждая, что эрзя есть субэтнос, который сможет стать народом, только будучи «мордвой». При этом мнение непосредственно эрзянского народа мордовских властй совершенно не интересует. Власть в республике Мордовия мордвинизирует молодое поколение эрзян, которое в силу исторической безграмотности и политического влияния властей в настоящее время полностью дезинформировано. Отсутствие исторических знаний среди эрзянского населения России дает возможность манипулировать сознанием людей, делая заявления: «Мордва» - это эрзя, ссылаясь при этом на то, что об эрзе как о «мордве» писали Рубук и Карпини. Заявляю, что все сообщения об этом, западноевропейских авторов 6-17 вв., приведенные Н.Мокшиным в книге «Мордва», а так же в работах других мордовских «ученых» не имеют ни какого отношения к эрзянскому народу. Всем давно известно, что национальности «Мордвин», «Мордовка» эрзяне стесняются и по возможности стараются избавиться от оскорбительной для них клички и стать русскими, вследствие чего эрзяне за последние двадцать лет потеряли более 300 тысяч численности своего народа. Эрзянский язык методично превращался и превращается в язык третьего сорта и как результат этого: Старшее поколение, в большинстве говорит родном эрзянском языке, а с детьми и с внуками разговаривает на русском. Среднее поколение, в большинстве понимает родной эрзянский, но общается и воспитывает своих детей только на русском. Молодое поколение, в большинстве своём уже не понимает родного эрзянского и общается только на русском. Младшее поколение, до не знает и не понимает эрзянского языка и, естественно, общается только на русском. Даже в местах проживания у эрзянского народа нет детских садов, начальных и средних школ с обучением на эрзянском языке. Нет эрзянского радио- и телевещания. Настоящей трагедией для эрзян стало закрытие малокомплектных школ в эрзянских селах. Денежные средства, которые должны выделяться на развитие эрзянского языка, расходуются реально на кощунственное внедрение ЕМЯ-языка и выдуманную «мордовскую» культуру, с помощью которой вводят эрзян в летаргический сон. Не могу обойти стороной и проведение V-го съезда «Мордовского» народа, который состоится осенью 2009 года, напрямую затрагивающего интересы эрзянского народа. В решении расширенного заседания Межрегионального Совета общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (протокол №6 от 18 сентября 2008г.) установлена следующая норма представительства: один делегат от 3 тыс. человек мордовской национальности как в Республике Мордовия, так и в субъектах Российской Федерации с компактным проживанием мордвы». В этих строках находится прямое нарушение ст. 26 ч. 1 Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к определению и указанию своей НАЦИОНАЛЬНОСТИ». При этом нарушаются права 282 делегатов, которых назвали и заставили быть «мордвой». Легитимен ли будет такой «мордовский» съезд представлять ЭРЗЯНСКИЙ народ? Может ли «мордовский» съезд принимать решения, касающиеся настоящего и будущего ЭРЗЯ народа, особенно, его Души – эрзянского языка? Молчание, пассивность в отношении защиты своих прав повлекут за собой в будущем отсутствие самих прав. Настало время, когда общество и, как часть его, наш ЭРЗЯ-народ, должны переосмыслить ход истории, узнать культуру и прошлое предков, сопоставить детали и факты, сделать единственно верный выбор и защитить свою культуру и этнос. Пора познать героическое прошлое своих предков, их настоящий нелегкий жизненный путь. Мы не имеем никакого морального права предавать героизм наших предков. Предать их равносильно предать своих отца и мать, за этим последует неминуемое наказание, и отнюдь не от великого творца Инешкипаза, а от наших же детей – они отплатят нам той же монетой. Именно поэтому необходимо обозначить первоочередные национальные интересы, а именно: 1. Восстановление исторического самоназвания – ЭРЗЯ 2. Изучение, исследования и систематизация истории Эрзянь Раське 3. Достойное воспитание детей на эрзянском языке с национальным эрзянским самосознание 4. Открытие эрзянских школ 5. Открытие эрзянских Университетов 6. Открытие театров, литературных обществ 7. Организация эрзянских СМИ: газеты, телевидение, радио, журналы 8. Изучение национальной эрзянской веры На III-ем эрзянском Конгрессе нам предстоит выработать ряд безотлагательных мер по защите эрзянской национальной культуры и гражданских прав эрзянского народа: 1. Защитить наш родной эрзянский язык, не дать его уничтожить, сорвать противозаконные действия «мордовских» властей, обратиться в прокуратуру РФ и ко всему мировому сообществу. 2. Выразить протест в отношении предстоящего 5-го съезда «мордовского» народа», грубо нарушающего Конституционные права эрзян. Объявить на съезде «мордвинизаторам» что в силу нарушения процедуры выборов делегатов данный съезд не имеет никаких полномочных прав выражать интересы эрзянского народа. 3. Добиться от правительства Мордовии соблюдение Конституции РФ, а именно: ст.26, которая дает право указывать национальность "эрзя", а так же пользоваться родным языком; ст. 29, которой запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В связи с этим: - немедленно прекратить называть эрзян субэтносом; - прекратить называть эрзянский язык диалектом (наречием) несуществующего мордовского языка, - запретить использовать данные формулировки в научных работах и при преподавании во всех учебных заведениях; - немедленно прекратить пропаганду превосходства мордовского несуществующего ЕМЯ языка над эрзянским национальным языком. Эрзяне, проблема развития эрзянского народа и культуры решаема, если мы нашими объединенными усилиями защитим основу, душу любой культуры, любого этноса - язык. И этот вопрос нужно решать сегодня, здесь и без промедлений. Доклад с III-го Конгресса эрзянского народа Терюшань Сергу. На эрзянском языке
|