Дорогие друзья, представляю Вашему вниманию новый портал посвященный древнему финно-угорскому народу Меря и его сегодняшним потомкам. На сайте будут публиковаться разнообразные материалы по археологии, истории, мифологии, краеведению, языку народа Меря.
Потаённая меря (Часть первая). Кострома. История и современная антропология.
Костромская сторона давно стала символом русской патриархальности и вечного покоя. Если хотят подчеркнуть, что Россия стоит, не поддаваясь злым внешним ветрам, непременно вспомнят или саму Кострому, или какой другой город вроде нее. К сожалению за 20 век советский утюг прошелся по городу во всех направлениях, а внутренняя политика нынешней Москвы, как и везде, превращает некогда цельный костромской народ в серую толпу «дорогих рассиян». Но многое сохранилось. Нам видится, что человеку который хочет узнать потаенную правду о России нужно начать с истории заволжской части древней Мерянской земли - Костромы. В ней есть много таинственного. Так например московский журналист Е.Арсюхин, разбирая костромскую историю, пришел к поразившему его самого выводу, что Смута начала 17-го века вполне возможно затеяна стараниями самих Романовых, но это следующая история, а мы начинаем историко-антропологический экскурс в раннюю историю Костромского Заволжья.
Отправлено: 01.12.10 12:18. Заголовок: Меря в археологическ..
Меря в археологической коллекции Ростова Великого
Шумящая подвеска и амулет из клыка медведя. Ростов.
Ростов — один из древнейших городов России. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как о существующем городе, которым владел варяг Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к фино-угорскому племени меря; в дальнейшем летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще».
Согласно данным археологии, старинное Сарское городище, крупный укрепленный прото-город на озере Неро, существовал в земле меря уже в VII веке и долгое время был мерянским племенным центром. О времени возникновения собственно Ростова, существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение города в раннюю эпоху, другие — перенос с Сарского городища в X веке. А. Е. Леонтьев считает Сарское городище — племенным центром меря, Ростов — опорным пунктом Новгорода. По мнению В. Плешанова, основывающемся на результатах последних археологических исследований, Ростов возник как мерянский поселок в конце VIII в. или несколько раньше; во времена Рюрика он стал центром сбора дани в пользу Новгорода, оставаясь в других отношениях пригородом Сарского городища; с дальнейшим развитием государственных отношений, в 10 веке он приобретает господствующее значение. История о Казанском царстве упоминает черемис(мари) как коренных жителей Ростова, часть из них не пожелали креститься и поэтому покинули город отправившись к родичам за Волгу. Другая, основная часть осталась и имела в составе позднего Московского царства свои национальные автономии (Мерьские станы). Местные черемисы-мари имели самоназвание «мäpы»(меря), которое сохранилось у этногруппы северозападных мари, проживающих ныне в нижегородской и костромской областях.
Как показали раскопки 1980-х гг., мерянское поселение на месте Ростова занимало береговую террасу к западу от устья р. Пижермы. Оно не было укреплено, но защищалось Пижермой, заболоченной низиной р. Ишни и, видимо, засеками в окружающем лесу и подводными частоколами на р. Которосли и озере. Поселение находилось напротив острова — огромного камня-останца, почитавшегося мерянами, и служило центром культа божества, аналогичного славянскому Велесу, связанного также с медвежьим культом. Еще в XIX веке память о нем жила в ростовской поговорке: «Он зол, как идол Велес».
Коньковидная подвеска. Бронза. Сарское городище.
Наконечники копий. Железо. Сарское городище.
Топор кельт и проушной топор. Железо. Сарское городище
Отправлено: 10.12.10 17:12. Заголовок: merjan andy пишет: ..
merjan andy пишет:
цитата:
Знаменитая Старая Рязань. Ока здесь делает резкий поворот на север, а с юга в нее вливается полноводный приток Проня. Внизу лежит небольшой городок Спасск-Рязанский, против него - остатки села Старая Рязань. Село возникло под склоном городища летописной Рязани, погубленной Батыевым нашествием. О драматической судьбе одного из древнерусских центров знают многие, а о загадочном народе, который почти тысячу лет жил на этих землях до возникновения Рязанского княжества, известно единицам.
Почему не известно. Известно. Это - Эрзянь Мастор. Рязань = Эрзянь.
Пост N: 230
Зарегистрирован: 27.02.10
Откуда: Эрзянь Мастор, Нижний Новгород
Рейтинг:
1
Отправлено: 13.12.10 01:18. Заголовок: если это правдивые д..
если это правдивые данные, а не правдивыми они могут быть тогда если сфабрикованы людьми знающими эрзянский или мокшанский, знающими основные проблемы эрзян и мокшан по самопределению и "призрачностью" народов, и ещё много чего, то можно будет ставить дополнительную галочку к теории о единых этнических корнях мери и эрзи. (Схожесть в языках судя по стиху гораздо выше чем схожесть с тем же марийским)
Истя, ансяк ванномс бу те ссылкань. Тесэ и кортамс а мезде - те ракамонь валморынесь! , минек велесэ и а истят морсесть, мезде понги морсестькак Ансяк кевстемась - кодамо кельстэ те валморынесь???
Отправлено: 14.12.10 15:20. Заголовок: Я поехал во Рязань, ..
Я поехал во Рязань, предкам помолиться...
В неформальных беседах археологи рассказывают, что еще недавно в русских деревнях, расположенных по Оке, существовали полные аналоги фино-угорских родовых кладбищ. Небольшие кладбища на мысах коренного берега часто располагались не у церквей, как принято в остальной России, а неподалёку от мест, где обрели вечный покой таинственные предки языческих времён. Еще недавно выходцев из этих мест хоронили только на семейных кладбищах, где бы человек ни умер. Еще можно встретить по берегам Оки остатки от прежних священных дубовых рощ. Местные жители в таких местах нередко находят «мордовочки»-маленькие серебряные монеты и «ужовки»-монисты, сделанные из белой глины, и носимые эрзянками на шее. Кое у кого по Оке они есть и теперь... Еще в начале 20-го века крестьян рязанского Поочья, на стороне называли «мордовцами». На крестьянской одежде, особенно на их рубашках, понятиях, обычаях, также и на местном русском наречии остаются и ныне явные отпечатки древней фино-угорской культуры.
Оборонительные укрепления «Столичного города»
Кладбище на северном мысу Рязанского городища.
Первым пунктом обеих моих летних путешествий на среднюю Оку, была Старая Рязань. Старая Рязань- городище на правом, высоком берегу Оки, напротив города Спасска-Рязанского, в 60 км к юго-востоку от современной Рязани (средневековый Переяславль Рязанский), остатки древнего города Рязань, бывшего в 12-13 веках столицей Рязанского княжества. Старая Рязань является крупнейшим на территории Европы средневековым городищем, не занятым современной застройкой.
На северном мысу Рязанского городища, много выше территории села, крыш домов и храмовых куполов располагается кладбище. Рядом с ним археологи раскопали святилище рязано-окской культуры. С этого места и началась тысячу лет назад история Рязани - она была основана на месте городища городецкой культуры и языческого святилища рязано-окцев предположительно в 1050-1060-х годах.. Постепенно разрастаясь, город занял территорию Северного городища, обносится рвом и валом, а по валу — деревянными укреплениями («Средний город»). С превращением Рязани в середине 12 века в столицу Рязанского княжества начинает заселяться Южное городище, вокруг которого также были сооружены оборонительные укрепления («Столичный город»).
Реконструкция женщины рязано-окской культуры. Шиловский краеведческий музей.
Вообще примечательно, что очень многие российские ученые и краеведы по сегодняшний день готовы идти против научных истин о финно-угорском историческом прошлом Рязанской земли. Они слишком не готовы, как и многие в нашей стране, осознать тот факт, что такие прочные символы русскости, как Рязань и Мещёра, воспетые великим русским поэтом Сергеем Есениным, или великие русские города Золотого кольца глубоко сидят на исходном мощном финно-угорском фундаменте, что самими именами многих своих деревень, городов и земель люди русской культуры обязаны своим предкам - людям эрзянской, мещерской, мерянской культур. Например Б.А. Кутфин, написавший в 1926 году книгу "Материальная культура русской мещеры", категорически отрицал всякую возможность преемственности русской субэтнической группы мещеры и той самой, летописной финно-угорской мещеры. Для этого он придумал изощренный трюк: он решил, что мнение о существовании народа мещера появилось вследствие ошибочного перенесения названия местности Мещёра на "непроясненную археологическую почву". Ну а один из главных шатурских краеведческих сайтов также категорически сторонится мещерского, и шире финно-угорского происхождения названия местности, а значит, и в целом принадлежности в прошлом этой земли не славянскому населению:
"Следующий миф имеет самое прямое отношение к истории нашего края. Кто-то где-то когда-то сказал, что мещёра - финно-угорское племя. В настоящее время наука не располагает ни одним фактом, подтверждающим финно-угорское происхождение племени мещёра. Зато имеется множество фактов, из коих следует, что мещёра - русское племя. Тем не менее до сих пор множество авторов, не приводя ни одного факта и, наоборот, вопреки им продолжает талдычить о «финском» племени мещёра. Редколлегия альманаха, исповедуя научный подход к изучению любой проблемы, считает доказанным русское происхождение племени мещёра."
Существует любопытная книга А. Монгайта "Рязанская земля" 1961 года, в которой на основании археологических данных подробно повествуется об автохтонном, фино-угорском населении рязанских мест, носителей городецкой, рязано-окской, мещёрской культуры, славянизации этих земель и истории Рязанского княжества вплоть до монголо-татарского завоевания.
В книге Монгайта в той части, которая относится к попыткам реконструкции контактов местного финно-угорского населения (мещеры, муромы, мери, эрзи) с пришлым славянским населением, есть ссылка на слова историка В.А. Городцова, считавшего что "между вятичами и финнами были крайне враждебные отношения, о чем свидетельствуют полная культурная разобщенность, отсутствие всяких аналогий в вещах".
Фино-угорские древности древнего Киева. Государственный исторический музей Украины.
Здесь мы то же сталкиваемся с показательной неправдой. Свидетельства в пользу неконфликтности взаимоотношений древних вятичей и древних финно-угров дает именно археология, и прослеживается это в таких тонких моментах, как, например, наличие обоюдного заимствования элементов украшений теми и другими. Даже на коренных славянских землях Киева и Чернигова были в ходу фино-угорские украшения. Их я встретил этой весной в экспозиции ГИМ Украины в Киеве.
Фино-угорские древности древнего Киева. Государственный исторический музей Украины.
Говоря о влиянии местного финского населения на русских, Монгайт отмечает что элементами финской культуры, проникшей в среду позднего русского населения, объясняются такие факты, как находка возможно финского бронзового идола в языческом святилище в Старой Рязани или употребление лошадей в пищу, характерное для финских народов Оки и средневекового русского населения Рязанской земли в средние века..
Бронзовый идол из Старой Рязани. Рязанский краеведческий музей.
Кроме того, автор считает, что цоканье, встречающиеся в русских говорах Поочья, является следствием финно-угорского языкового влияния. Еще, касаясь влияния финно-угров на русских Рязанщины, Монгайт пишет об "эрзянском шве", который является элементом вышивки эрзян и отмечен у русских Рязанской губернии.
Вид на Оку с городища Старая Рязань.
Но вернемся опять к Старой Рязани. Есть несколько версий названия Рязань: “Ряса”= “топкое, болотистое место” (угорское “ря” означает “топь”, а тюркское “ся” – “местность”. От слова “резана” – резаная арабская монета-дирхем, дескать, торг тут был большой. От глагола “резать” - мол, отрезана от прочей Руси лесами, степями и болотами. Но более вменяемое объяснение от названия мордовского народа эрзя жившего в этих землях, “Рязань” = “Эрзянь”, как и в случае с Арзамасом, (в старину писали "Орземас", "Арземас") которое происходит от старинного эрзянского имени Орземас. В то же время оно созвучно с словами - "эрзя" и "мазы" - хороший, "мастор" - земля.
Поклонный камень. Общий вид.
Южная окраина городища Старой Рязани напоминает планировку старых, угро-финских, дьяковских и городецких поселений, так же как и наиболее древняя, северная. Так, еще издалека заметен холм, резко отделенный от основного массива вала. Может это остатки фино-угорского городища или святилища? О последнем вроде бы говорит камень лежащий на дне глубокого, явно из разряда культовых, как Синий камень в Переславле Залесском. Следы поклонения ему видны и сейчас, значит наверняка поклонялись и жители Старой Рязани, и за долго до нее. Вероятно у него молились финские обитатели Старого города, так и не принявшие до конца христианство.
Древние финно-угры почитали камни, видя в них опору, основание мира, символ мировой горы, вместилище душ предков. У эрзи верховный бог Нишке-паз до сотворения тверди земной плавал по первичному океану на камне. Считалось. что "следы" на почитаемых камнях оставляла Анге-патяй, мать всех младших богов, когда сходила с неба на землю. Эрзя поклонялись им, приносили озкспал (жертвенную пищу), верили в силу духа камня. Конечно, не самого бога они видели в камне. В почитании камней заложена мудрость языческой философии о жизни человека, месте его в природе. В камне заключена информация, или как говорят старики, души умерших предков. Если их почитать, они оказывают помощь почитающему. Если каменные валуны пытаться обидеть, то они отомстят своим обидчикам. Наш предок – пахарь на поле обходил сохой валун, во время пахоты и во время уборки урожая на священном камне жёг родовую свечу и благодарил Нишке-паза, духов поля и конечно умерших прародителей. Вся обширная финно – угорская земля богата культовыми камнями.
Тонкое восприятие природы, образность мышления родило у предков удивительную мудрую философию: в камне находится Жизнь.
Одно из старинных христианских поучений призывает язычников: «Не нарицайте себе бога ... в камении». К камням часто совершали паломничества и желающие телесно-духовного исцеления, они оставляли свои приношения (хлеб, полотенца, платки, ленты) около камней или развешивали рядом на деревьях. Осколки таких камней, а также вода, собирающаяся в их углублениях, считались целебными. У священных камней совершали поминальные и охранительные ритуалы. Иногда камни опахивали, если случался мор и падеж скота.
Село Тырново.Гео-аномальная зона "Пьяный лес"
Следующей остановкой стало старинное село Тырново, стоящее на мещерско и эрзянском пограничье, на правом берегу Оки, рядом с дорогой Шилово-Касимов.
Г. Тырново в Болгарии, с. Тырново в Молдавии, четыре села Тырново в приокских землях... Что это? Наследия древних булгар? Про дунайскую Булгарию и волжскую Булгарию всем известно, но откуда и когда в приокских землях появились эти топонимы? Пытаясь ответить на эти вопросы с помощью публикаций историков, я понял, что «белых пятен» в нашей еще очень много. Село Тырново ранее называлось Тырнова Слобода и упоминается в исторических источниках в с 1629 г.
В журнале «Российская археология» 2009 (№2) (а вообще гораздо раньше) прошло сообщение об обнаружении массового захоронения (около 100 человек) на Стрелке в Ярославле; предположительно, это свидетельство татаро-монгольского нападения на город (1237 год). Не было бы это сообщение чем-то выдающимся, если бы не одна деталь. Погибшие были названы «кривичами со слабой примесью аборигенной финно-угорской крови».
Очень занятно, что в разных публикациях, при совпадении прочих деталей, национальность указывается по-разному.
Потаённая Меря (Часть Третья). Нерехта. История и современная антропология.
Нерехта – город в Костромской области, областного подчинения, районный центр, в 46 км к юго-западу от Костромы. Расположен у слияния рек Нерехта и Солоница (бассейн Волги). Узел железнодорожных линий на Ярославль, Кострому, Иваново. Население 30,1 тыс. человек. Нерехта – название мерянского происхождения, на русский язык его можно перевести как «река в низкой, болотистой местности». Окрест есть еще много мерянских названий - села и деревни Пыщуг, Емсна, Улошпань, Сочелы, Сорохта, Балахна, Рохма, реки Тега, Кисма, Емсна, Корба, большой лесной массив Келохта. Испокон веков Нерехта не имела укреплений, то есть по средневековым представлениям не являлась городом, а была лишь торгово-ремесленным посадом. Рядом с Нерехтой существовал и свой Мерский стан.
Сегодняшние жительницы Нерехты.
Впервые Нерехта была упомянута в летописи Переславля Суздальского под 1214 годом, когда сын Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) Константин отнял ее у своего брата Ярослава (отца Александра Невского). Сведения об истории Нерехты до XV века скудны. По всей видимости, в 1364 году она в составе прочих костромских земель вошла в состав Московского Великого княжества. В это время Нерехта становится известна как один из центров соледобычи - рассольные колодцы были даже на месте нынешней главной площади города, фактически именно вокруг них поселение и выросло.
Известно, что в 1406 году великий князь Василий I передал Нерехту своей супруге Софье, особо упомянув при этом соляные варницы – мастерские, где в больших котлах производилось выпаривание соли из местных минерализованных грунтовых вод. Его сын Василий II в 1462 году также завещал город своей жене Марии. О масштабах соляного промысла дают представление Писцовые книги конца XVI века: в 1596-1597 в городе действовало 25 варниц (каждая из которых имела свое название, например Соболь, Казарин, Медведь, Крапива, Саврас и т.д.). В это время крупнейшим собственником здесь были уже не представители правящей династии, а Троице-Сергиев монастырь. Когда-то, в 1389 году несколько деревень вблизи Нерехты пожертвовала обители княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Позже, уже в XV веке, боярин Захарий Кошкин также передал монастырю одно из своих сел «с серебром, и с хлебом, и с животиною, да и варницю». С тех пор хозяйство монастыря разрослось настолько, что к XVII веку на него работало до четверти населения города.
XVI век оказался временем максимального расцвета нерехтинской соледобычи. Впоследствии общероссийским центром солеварения стало Нижнеее Поволжье, где условия для развития этого промысла были лучше. Колоссальный урон Нерехте нанесло также Смутное время – в 1609 году город и вся волость пытались защититься от польских интервентов, выставив 7000-ое ополчение. Оно, однако, было разбито у Больших Солей (ныне Некрасовское, Ярославская область), поляки разграбили и сожгли Нерехту. Вскоре после Смуты из 25 варниц работало лишь 2. Нерехтчанам пришлось искать себе другие источники дохода. В XVII веке в городе и его окрестностях возникает большое число различных промыслов от гончарного и кузнечного до иконописи и ювелирного дела. Однако во второй половине века выясняется, что выгоднее всего в Нерехте заниматься ткачеством: в округе развилось возделывание льна, а близость торговых путей и крупных городов Ярославля и Костромы позволяло сбывать большие партии льняных тканей.
Продукция местных ткачей шла в том числе и на экспорт, в частности – в Англию. В городе до сих пор сохранилось здание одной из полотняных фабрик, построенное еще в 1761 году купцами Пастуховым и Лапшиным-Грязновским (современный адрес: ул. Шагова, д. 21-а). Это было одно из первых каменных промышленных зданий в России, в нем располагалось 110 ткацких станков, на которых работало около 300 вольнонаемных рабочих. Помимо этой фабрики в Нерехте известны полотняные мануфактуры О.С. Суворова (основана в 1778 году) и купцов Стригалева и Брюханова (около 1800 года). В середине XIX века возникла фабрика купца А.Ф. Сыромятникова, в советское время национализированная и называвшаяся «Красная текстильщица».
Драконы на наличниках - типичный мерянский маркер на Верхней Волге.
Как и в случае с Костромой и её ближайшими окрестностями меря в Нерехте так же физически никуда не исчезли.
Е.А. Рябинин. КОСТРОМСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Книга Е.А. Рябинина является обобщающим исследованием, посвященным средневековому прошлому крупного региона Северо-Восточной земли. Источниковедческую базу работы составляют материалы около 2000 курганных захоронений 12-13 веков.
На основе изучения погребального обряда и инвентаря могильников и анализа археологических, исторических, лингвистических и антропологических данных реконструируется характер культуры фино-славянского населения края. Большое внимание уделяется определению социально-экономических и демографических предпосылок, обусловивших расцвет Костромского Поволжья в позднесредневековую эпоху.
Владимирский молодежного клуба исторической реконструкции "Рарог" реконструирует костюмы предков 9-11 веков. В Областной библиотеке Владимира ими были проведены несколько выставок представляющие их работы. Желание изучать родную историю выливается у молодёжи в увлечение исторической реконструкцией. Русь 9-11 веков, время перехода от язычества к христианству. Материалов о том, как одевались в те времена, почти не сохранилось. Источник - археологические раскопки, архивы, библиотеки. На одной из выставок посвященной быту древних насельников Владимирской земли клубом "Рарог" были представлены четыре костюма-реконструкции. Костюмы принадлежат финно-угорским народам, населявшим в древности Волго - Окское междуречье.
Ольга Журавлёва, член КИР "Рарог": «Славяне на этой территории жили не всегда. До середины 10 века проживали, в основном, финно-угорские племена различного происхождения. В районе Суздаля и севернее - меря, юго-восточнее - мурома и мещера».
Прическа с височными кольцами и головной убор жительницы Владимиро-Суздальского княжества (вероятнее всего мерянки) 10-11 веков.
Костюм зажиточного мужчины из племени меря. Насыщенный синий цвет ткани - индиго. Эту краску привозили из азиатских стран. Применяли в производстве и натуральные красители. Листьями березы красили ткани в желтый, светло-зеленый и коричневый цвет. Красный получали из червеца, особого червя, отсюда произошло название - червленый. Пока это экспонаты выставки, но они обязательно оживут вновь. На очередном историческом фестивале.
Реконструкция костюма женщины народа Меря. Регион Верхнего Поволжья, по материалам раскопок Курганного могильника у д. Плешково Тверской области (начало 11 века) Автор Юлия Побережник.
Реконструкции мерянского женского костюма Верхневолжья по материалам курганной группы Плешково-1 (автор - Ю.В.Степанова)
Первая слева - Тверская область. Плешково-1. Курган 1. Раскопки К.И.Комарова. Головной убор включает, вероятно, шапочку, налобный металлический пластинчатый венчик, завязывающийся нитями на затылке, вероятно, головное покрывало, а также перстнеобразные височные кольца, пришитые к головному убору. Прическу украшает косник - лента, вероятно, синего цвета, конец которой разделен на 3 шнура, украшенные обоймицами из белого металла. На шее ожерелье из золо- и серебростеклянных бус и крестопрорезного бубенчика. Рукава обшиты ткаными лентамисинего цвета. Верхнее платье (возможно, синего цвета) подпоясано кожаным поясом с пряжкой. На правой руке браслет и перстень. Обувь не сохранилась
Отправлено: 29.12.10 12:40. Заголовок: В потверждении связи..
В потверждении связи меря и Эрязан хочется обратить ваше внимание на город Кимры,который стоит в устье реки Кимрки впадающей в Волгу в 200 метрах от Кимрки расположена деревня Рязань О Кимрах писал еще Татищев ,считая кимвров ,кимров и киммерийцев одним народом произносимых на разных языках. анализируя слово рязань ,где явно ань словянское окончание и тогда корнем слова является слово рязь=рась,что и означает слово род начало рода как русских так и эрзян,просто эрзяне не принявшие славянкую веру спасаясь вытеснились на восток,а принявшие христианскую веру со временем стали говорить на славянском языке и стали называть себя русскими/от слова расске-род
Отправлено: 31.12.10 16:31. Заголовок: profi пишет: Кто эт..
profi пишет:
цитата:
Кто это определил? Тоже, если можно, сылку.
Я извеняюсь, но чувствую себя до того безграмотным как в эрзянском так и в русском языке Вы тогда утверждаете что Рязань -это чисто эрзянский термин,который перешел в русский язык тогда это еще раз потверждает что рязанцы-это эрзяне которые приняли православие и заменили эрзянский язык на русский поздравляю всех эрзян и рязанцев с новым 2011 годом и желаю успеха
Отправлено: 04.01.11 11:00. Заголовок: Легенды Крывии. В по..
Легенды Крывии. В поисках «Царя Давида»
В 1892 г. вышла в свет книга Генриха Татура, посвященная археологическим памятникам на территории Минской губернии. Рассматривая памятники древности, автор упомянул и про следы старой дохристианской традиции - почитание культовых камней, камней с знаками, и каменных языческих идолов. Г. Татур так описывал последние:
"Идолы представляют собою не только статуи, но и более-менее оформленные столбы с резными изображениями или чертами вверху лица человеческого. Такой, например, камень известен в Игуменском уезде под названием "Царь-Давид", которое, понятно, ему присвоено уже христианским поколением" [1] .
Других сведений автор не оставил. В наши дни в различных энциклопедических изданиях можно найти сведения Э. М. Зайкоўскага, согласно которым, идол «Царь Давид» находился возле д. Слободка Смолевичского р-на на границе с Червенском (ранее Игуменский уезд). Он был уничтожен в 1930-е годы [2] . На этом заканчивается вся известная информация о почитаемом в народе каменном идоле.
Поискам следов «Царя Давида» и была посвящена наша поездка. Наш путь пролегал через села Гудавичи и Верхлес Червенского р-на. Между ними при дороге из м. Смиловичи в Слободке издалека виден небольшой холм, поросший молодыми деревьями, на котором находится кладбище. При более близком взгляде становится видно, что холм окружен валом и рвом. Это место уже известно ученым. В 1980-х годах на холме проводились археологические раскопки. Площадка холма размером 50 × 57 м, высота 4 - 5 м. По краям холм понижается и переходит в ров, вокруг которого насыпан вал высотой 1.2 - 1.5 м [3] . Сейчас ров во многих местах забросан кладбищенским мусором, листьями и др., вал частично поврежден. Площадка плотно заполнена современными захоронениями, среди которых на небольшом пространстве стоят три железных креста, покрашенных в синий цвет. Ранее вместе с железными крестами стояли и деревянные, обвешанные полотенцами и тканью. На центральном, самом большом кресте, повязана ткань. Перед ним на подставке находится икона Богородицы. Перед крестами находятся фрагменты камня-следовика и архаичный каменный крест. Каменный крест имеет высоту около 60 см, ширину 46 см, толщину - 12 см. Посреди него высечен крестик. Также на поверхности хорошо видны следы нарисованного краской (прежний белый цвет, а после черный) креста. В углублении остатков камня-следовика лежали две современные российские монеты и печенье, а за камнем - металлическая банка для бумажных денег, которые ее на тот момент и заполняли.
Очевидно, что камень ранее был больших размеров, видны следы расколов. Сохранившаяся часть имеет длину 42 см, ширину 58 см, высоту 26 см. Камень, был близок к прямоугольной форме. Углубление, искусственное по происхождению, также имеет прямоугольные очертания, длину 30 см, ширину 23 см. Скорее всего, камень был не просто следовиком, а каменным жертвенником. Сбоку от святынь находится охранная табличка с нелепой подписью «Курганная группа». Как установили археологи, здесь было языческое святилище, без всяких курганных захоронений.
Древневенгерские всадники на площади Героев в Будапеште
Если согласиться с традиционным мнением о том, что российская история начинается с Киевской Руси, то процесс «колонизации» финно-угорских территорий от Рязани до Новгорода просто нельзя рассматривать без учета весьма специфического мадьярского аспекта. Венгры (мадьяры) – финно-угорский народ, наиболее близкий по языку своим давним родичам современным хантам и манси. По одной из версий, в их состав могли входить и финно-угорские племена так называемых рязано-окцев.
Интересно, что территория Венгрии (Подунавье и окрестности одного из крупнейших европейских озер – Балатона – весьма похожи на окскую пойму. Видимо в знак тесной связи лесного и степного образа жизни предков скульптуры древневенгерских всадников на площади Героев в Будапеште украшены оленьими и лосиными рогами.
С другими финно-уграми венгров роднят не только лесные герои сказок – лиса и медведь,
«Дикие угро-финны» пользовались деньгами с римских времен
Первые сведения о римских монетах, выкапываемых крестьянами в славянских землях, привел польский историк Матвей Меховский в 1517 году в своей книге «Трактат о двух Сарматиях». Крестьяне называли денарии «Ивановой головой», или «головкой святого Яна», поскольку портреты на монетах изображали, без сомнений, отрезанную голову Иоанна Крестителя, лежащую на блюде.
Однако до сих пор каждая новая находка античных монет в лесной полосе России сопровождается традиционным ритуальным заклинанием историков о «единичной находке» и «поздней утере коллекционеров».
Сколько таких «единичных находок» надо, чтобы получился «исторический факт»? Наверное, столько же, сколько надо песчинок, чтобы получилась «куча»…
Собственно, сам В. В. Кропоткин, изучив карты находок и датировки римских монет, подтвердил вывод историка К. Маевского о том, что в римские времена на территории современной Восточной Европы шла полномасштабная денежная торговля с использованием римской монеты. Особенно активно — по торговым путям, каковыми являлись бассейны рек Волги, Оки, Днепра, Двины, и прочая и прочая.
Секундочку… — скажет образованный читатель, — Денежная торговля, но у кого с кем? У "диких" финно-угорских племен?? Что же, значит, у них было «товарное производство», товарная экономика? А значит — были люди, у кого денег было больше, были богатые и бедные? Значит, были и классы… И классовая борьба!? В доклассовом обществе!? И все это — до появления славян, которые в IX веке согласно школьному учебнику "принесли в дикие леса прогресс и ремесла"?
Лики предков. Жители Солигалича. Костромская область первая половина 20-го века.
Из альбома Владимира Крылова (из коллекции Ивана Данильченко)
Почему старые фотографии так долго можно рассматривать? Чем они нас притягивают? В чём загадка картинки с изображением, людей, лиц, событий? Интересно рассматривать жившего давно человека и пытаться понять его мысли и состояние в тот момент. Глядя на детские фотографии своих родителей, узнаёшь их с другой стороны. Чего уж говорить о более старых фотокарточках. Старинная фотография интересна ещё больше. Она как окно, в которое можно заглянуть, но нельзя залезть. Возможность прикоснуться к тому, где ты никогда не был и не будешь. Каждое лицо это отдельная судьба. Счастливая или несчастная, интересная или обыденная? Кем он был? Что он сделал за свою жизнь?
Кроме того фотография может многое рассказать, если смотреть внимательнее. Выражение лица, одежда, вещи, которые окружают и особенно антропология. Одним словом, смотрите ...
Из альбома Владимира Крылова (из коллекции Ивана Данильченко)
Из альбома Владимира Крылова (из коллекции Ивана Данильченко)
Отправлено: 21.02.11 21:37. Заголовок: Откуда вы русские па..
Откуда вы русские панки? Или метаморфозы северной обрядовой игрушки
Наверное, увидев заголовок, читатель подумает о музыкальной субкультуре, предполагающей экстравагантный внешний вид современной молодёжи. Это направление названо английским словом "punk", что в переводе значит "гнильё, чепуха" или даже "паршивец". Но нет, в нашей статье речь пойдет о традиционной культуре Русского Севера, её истории и загадках.
В старину в нынешних пределах Карелии, Поморья, Новгорода, на Ояти и Ладоге, словом "панки" назывались деревянные куклы, вырезанные из цельного куска дерева. Разнообразные человеческие фигурки ― вот что собой представляли панки.
Изначально северные куклы -панки, вероятнее всего, были языческими идолами и предназначались для ритуалов языческой магии, но даже с приходом на северные земли православия они сохранили свою архаичную форму и значение. Для их изготовления брался небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживался в тепле 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добиваясь гладкой поверхности...
Чаще всего панки имели столбоватые фигуры, круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным железом). Впрочем, в некоторых местах, например на Кольском полуострове, встречалась и плоская форма, если из предназначенного для куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. В этом случае на доске чертили силуэт панка, а затем выпиливали его.
Черты лица у нее в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. Так мастера поступали вполне сознательно: тем самым обеспечивалась защита от вселения в куклу чужих злых духов , которые, по языческим поверьям, могут проникнуть через глаза, рот, нос и уши. И ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным..
Отправлено: 11.03.11 08:55. Заголовок: Мурома – еще один не..
Мурома – еще один несправедливо "забытый" финский народ Центральной России
Мурома – еще один легендарный финский народ Центральной России, также несправедливо "забытый". Чтобы не быть голословными, просто приведем слова российского исследователя В.В. Бейлекчи с небольшими собственными отступлениями.
«Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. На севере она граничит с Мерьяаа, на востоке и юге - с Эрзянь Мастор, на западе - с Мещерой, бывшей долгое время в её политическом подчинении». «В исторической литературе историю финно-угорской Муромы принято начинать со второй половины I тысячелетия от Рождества Христова и заканчивать 12-13-м веком. Безусловно, это неправильная позиция.
Отправлено: 18.03.11 11:10. Заголовок: Что такое «Судогда»?..
Что такое «Судогда»?
Судогда более 450 лет существует как населенный пункт, и не менее 300 лет имеет нынешнее название. А одноименная река - сколько же лет она так называется? И что это значит - «Судогда»? Мы попросили Виталия Чернявского, московского специалиста по финно-угорским языкам, познакомить наших читателей с его версией происхождения слова «Судогда». Виталий занимается лингвистикой уже много лет. Знает более полутора десятков языков; автор учебников по трём из них - финскому, водскому и ижорскому. Вот что он рассказал о таинственном имени нашего города и реки...
Насчет происхождения топонима (географического названия) «Судогда» существует множество версий. Попробуем их проанализировать...
Первое предположение заключается в том, что монголо-татарские воины, во время похода на Владимир в 1238 году, придя к берегу некоей реки, воскликнули, якобы «су догда!» («здесь вода!»). Против этого предположения говорит то, что, во-первых, в тюркских языках нет никакого наречия «догда» (и на самом деле это должно было бы звучать «су монда!»), а во-вторых - воды на пути монголо-татар и до этой реки было предостаточно...
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет