Пост N: 878
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
3
Отправлено: 25.10.10 00:20. Заголовок: 22 октября 2010 год..
22 октября 2010 года, в Киеве, в парламентской библиотеке, прошла встреча приуроченная ко дню фино-угорских народов, организованная Киевским обществом культуры народов финно-пермской группы, Киевским эстонским обществом культуры, Киевским обществом венгров , при поддержке Российского центра науки и культуры. Серьёзное отношение к мероприятию со стороны власти, подчёркивалось присутствием Вадима Колесниченко, депутата от Партии Регионов. В числе приглашенных был и ваш покорный слуга. Представилась возможность выступить с презентацией первой версии словаря «Эрзянь Вал». Текст выступления (в сокращении) привожу ниже. «Здравствуйте, друзья! Шумбрат уледе, ялгат! Доброго дня, друзі! (Дальше говорил на украинском, на русский переведено мной ) Позвольте поприветствовать всех собравшихся от имени эрзян вообще и сообщества - «Эрзянь Вал» в частности. Название переводится как «Эрзянское Слово». Почему Слово? -Говорят, оно было сначала. Почему Эрзянское? -Потому, что хотим подчеркнуть – мы Эрзяне. Для того чтобы объяснить это стремление, приведу Вам пример многовекового неуважения наших народов. Если спросить на улицах Киева, или даже Москвы, кто такие эрзяне или мокшане, то мало найдётся людей знающих, о чём речь. Если же люди слышат слова «мордва, мордвин, мордовка, то обнаруживается поразительная осведомлённость. Именно так, много веков, называют два народа - «мокша» и «эрзя». Ну и в чём неуважение, спросите вы? Не буду говорить о неблагозвучности слова: мордва -морда, мордовать, морденс, наконец, Неуважение в том, что нас приучали и приучают называть себя «чужим» именем, чужим словом! Неуважение в том, что нас называют словом, которого нет ни в одном из языков ни в мокшанском, ни в эрзянском! Я даже сказать не могу на родном языке «я говорю по мордовски» -«Мон кортан мордвакс?» Или «Мон кортан по мордовски?» Нет такого слова «мордва»! Ни в мокшанском, ни в эрзянском языках! А языки наши, несмотря на это, кое кто, называет «диалектами мордовского языка». Вот тот случай, когда «диалекты» есть, а языка нет! Правда, его сейчас пытаются создать в Мордовии из двух языков. Есть такой «госзаказ». Мол, всё равно они очень похожи, и мокшанин с эрзянином легко понимают друг друга. Да и как не понимать, если дошло до того, что в разговоре используется 80 -90 процентов русских слов? «Пасиба, вопросось канешна интересной ды содержательной»! Понятно? Всем?! Можете считать, что выучили «мордовский язык»! В тридцатых годах в России насчитывалось 17 училищ, которые готовили учителей эрзянского языка. Для кого? Для эрзян! Можете себе представить, сколько нас было?! Сейчас формально осталось одно училище, а на практике – ни одного! И «создание» Единого Мордовского Языка, на котором будут говорить только его создатели, хотя я и в этом сомневаюсь, это ещё один шаг к уничтожению эрзянского и мокшанского языков. К счастью есть люди желающие сохранить родной язык, возродить его после многих веков дискриминации, попыток сделать его деревенским и второсортным. Именно от этих эрзян хочу вам предложить. Дорогие друзья, не называйте нас «мордвой», говорите нам эрзяне и мокшане, мы будем вам за это глубоко благодарны…». (выступление закончилось презентацией «эрзяно –русского, русско – эрзянского интерактивного словаря»)
Валось ульнесь ёвтазь украинань кельсэ. Тезэнь путозь нуркинестэ. Здравствуйте! Я буду говорить на украинском языке. Этому есть две причины. Первая: то о чём я буду говорить, представители правительства Мордовия знают лучше меня и я хотел бы обратиться к присутствующей в зале украинской стороне. О второй причине, я скажу чуть позже.
Итак! Как часто звучало сегодня в зале слово мордва! Звучало из уст, как господина Лузгина, так и господина Мишанина. Откуда взялось это слово, пример многовекового оскорбительного отношения сразу к двум народам: мокша и эрзя? Многие века этой кличкой неблагозвучно подчёркивалось отношение к „нерусским“. Мордвин, мордовка, мордва, морда, мордоворот, мор, морденс… И приучили же народы называть себя таким образом! Нашли объяснение происхождению! Мол, иноземец такой-то, тогда-то назвал живущий там-то народ словом «морденс»! И почему же мы должны так себя называть? Какое нам вообще до этого дело, если в наших языках нет таких слов? Мы эрзя и мокша! 70 лет назад нас было полтора миллиона человек и все говорили на родных языках! Сегодня вряд ли осталась и половина, а говорящих на родном языке 20 – 30 %. Почему же так случилось? Мы помним, чем объяснялось создание автономии для народов эрзя и мокша. Мы помним , что случилось в 37 с теми, кто поверил, что пришло время позаботится о языке и народе! Мы помним, как были закрыты все эрзянские училища за пределами Мордовии. И что теперь? Следствием политики властей Мордовии есть то, что за её пределами эрзянский язык сохранился лучше! И язык и обычаи! Приезжайте в Саранск, походите по улицам – вы не услышите там эрзянского языка! Если только случайно. Соотношение издаваемой периодики несравнимо с соотношением национальностей. Эрзянскую газету «Эрзянь Мастор» прокуратура Мордовии пыталась закрыть с усердием достойным лучшего применения! И мы поверим, что прокуратуре не было указания от руководства Республики? Я приезжаю в село, начинаю говорить на родном языке а мне делают замечание: -ты говоришь как эрзянский националист»! Вот так! Если русский националист – то это патриот? А если эрзянский патриот или украинский- то это националисты! Так каким опытом приехала с нами делиться делегация из Мордовии? Как уничтожать языки? При нынешней власти у нас у самих такого опыта «полные штаны». Подойдите к киоскам, поищите газеты и журналы на украинском языке! Найдёте с трудом, при полном изобилии всяких «отдохни, оттянись», и т.д на «великом и могучем» Нам такой опыт не нужен. Наконец присутствующие должны знать ещё об одной попытке уничтожить эрзянский язык. Так сказать «контрольный выстрел». Руководство Республики придумало создать «Единый литературный мордовский язык»! И господин Лузгин, присутствующий здесь, один из приверженцев этой идеи. Мы дискутировали с господином Мишаниным в перерыве, и он утверждал, что это не так. Но! Вот интернет под боком и вот слова Александра Лузгина: - Да, работа уже началась. В соответствии с Посланием Главы республики Госсобранию, где было сказано о ее необходимости. Я процитирую Николая Меркушкина: «Особое значение приобретает сохранение и развитие языка. Растущая консолидация мордовского народа объективно выдвигает задачу формирования единого литературного языка». Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по координации развития мордовских языков и формированию единого мордовского литературного языка. Состоялось расширенное заседание Ученого совета НИИ гуманитарных наук при правительстве РМ по данной проблеме.» конец цитаты. Это противоречит здравому смыслу, делать из двух языков один. Ясно, что говорить на нём никто не будет и цель состоит в уничтожении двух живых языков. И аргументы, что мол всё равно эрзя и мокша друг друга понимают не выдерживают никакой критики. Да! Понимают! Сейчас, когда использование русских слов в обоих языках подходит к 80 -90 процентам. Как там? «Вопросось конешна интересной ды содержательной»! Вот он язык над которым трудится целый институт! Теперь я назову вторую причину того, почему я говорил на украинском. Я услышал как-то от фаната «мордовского» языка, что мол мокшанский и эрзянский, это как украинский и русский. Так вот, я утверждаю, что разница между мокшанским и эрзянским существенней, чем между украинским и русским, а значит, все владеющие русским легко поняли, о чём я говорил. Ещё раз, друзья, если кто-то при вас будет употреблять это позорное слово «мордва» -скажите ему, что нет такого народа, нет мордовского языка. Есть народы мокша и эрзя, есть языки эрзянский и мокшанский. Людей понимающих это становится всё больше и больше, и остановить этот процесс уже не сможет никто!
Пост N: 966
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
3
Отправлено: 06.01.11 01:27. Заголовок: Як добре те, що смер..
Як добре те, що смерті не боюсь я і не питаю, чи тяжкий мій хрест, що перед вами, судді, не клонюся в передчутті недовідомих верст, що жив, любив і не набрався скверни, ненависті, прокльону, каяття. Народе мій, до тебе я ще верну, як в смерті обернуся до життя своїм стражданням і незлим обличчям. Як син, тобі доземно уклонюсь і чесно гляну в чесні твої вічі і в смерті з рідним краєм поріднюсь.
Кода паро, куломадонть а пелемс. А кевкстнемс: -паряк покш сталмо кандан? Мон видечинтень видьстэ ваннозь сельмес, Томбалев кинть а сюдан, а сёлнан. Эрян. Вечкан. Седеенть ваньксстэ ванстан А кежть, а эрдэкстамот а пурнан. Монь Раськем, юты шка, ды мон велявтан Куломанть пачк ютазь, икелеть стян. Майсемасом, эрямосом а каштан, Сюконян эйдекс тонеть модас, пильгс. Мон видестэ тонть виде сельмес варштан Ды ули тонеть кисэзэм а виськс.
Василь Стус (Ютавтызе эрзянь кельс Боляень Сыресь)
Пост N: 981
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
3
Отправлено: 10.02.11 10:58. Заголовок: В РФ считают, что ук..
[url=http://www.focus.ua/politics/169891]В РФ считают, что украинские организации лезут куда не позволено[/url] 27 января Верховный суд России принял окончательное решение о ликвидации Федеральной национально-культурной автономии украинцев России. Министерство юстиции РФ добивалось роспуска этой организации в связи с «выявлением нарушений в хозяйственной деятельности». Кроме того, иск Минюста базировался на жалобе активиста фонда «Родина» Николая Журавлева, который заявлял, что ФНКА УР «ведет политическую деятельность, прославляет бандеровцев и выливает негатив на Россию».
ты таго мейсь нолдынзе тов Крымстэ ускозь "русской активисттнэнь".
Губернатор Харьковской области Михаил Добкин решил приехать во Львов в 70-ю годовщину начала Великой отечественной войны, сообщает "Украинская правда". По словам Добкина, делегация из Харьковской и других областей Украины 22 июня возложит во Львове цветы к памятникам погибшим в войне. 9 мая приезд во Львов гостей из южных регионов Украины (Одесской области и Крыма) закончился их стычками с местными националистами из партии "Свобода". Последние выступили против проведения во Львове марша Победы с красными флагами.
"Мордовський" Переяслав Лідер київського товариства "Эрзянь Вал" Боляєнь Сирєсь виступив із першою статтею українською мовою, яка присвячена "мордовському" Переяславу - наміру Кремля бучно святкувати 1000-ліття "єднання мордовського народу з народами Російської держави"
Лідер київського товариства "Эрзянь Вал" Боляєнь Сирєсь виступив із першою статтею українською мовою, яка присвячена "мордовському" Переяславу - наміру Кремля бучно святкувати 1000-ліття "єднання мордовського народу з народами Російської держави"
Сыресь, ютавтык эрзянь кельс эли рузонь. Эрзятне, конат а вастневить украинань келенть марто, сонзэ беряньстэ чарькодить.
Пост N: 1041
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
3
Отправлено: 11.10.11 19:52. Заголовок: Есть ли праздник? И ..
Есть ли праздник? И чей?
13 января 2009 Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал Указ «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства». Текст Указа начинается следующими словами: «Учитывая историческое и культурное значение совместного проживания и духовной общности народов России и в связи с 1000-летием единения мордовского народа с народами Российского государства, постановляю: Принять предложение органов государственной власти Республики Мордовия о праздновании в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства».
Что празднуем?
Праздновать, это всегда хорошо!!! Ещё лучше при этом понимать, что, собственно, мы празднуем. Указы Президента РФ, не обсуждаются, а исполняются, но не грех понимать при этом, о чём, собственно, речь. Опуская вопрос о возрасте самого Российского государства, спросим: – почему 1000 лет? Что произошло 1000 лет назад, после чего отношения эрзян и мокшан с народами Российского государства взяли да изменились? И с какого именно времени, народы Российского государства стали называться народами Российского государства? То есть, они уже были народами Российского государства, когда к ним присоединилась «мордва? А какие именно это народы? Почему они не названы? Следующий вопрос: - а что вообще означает «единение»? И каким оно было на примере отношений эрзян с народами Российского государства, а точнее с правителями того времени?
Небольшое отступление Я не буду использовать слова «мордва», «мордвин», «мордовский» для обозначения двух народов эрзя и мокша, поскольку таких слов нет ни в мокшанском, ни в эрзянском языке и многим из представителей этих двух народов приведённые слова неприятны. Исключение составят ссылки на первоисточник, там я оставляю текст оригинала. Кроме того, учитывая, что я эрзя по национальности, то я буду рассуждать с позиций эрзянского народа. А если что скажу не так, то эрзяне меня поправят. (Поправки принимаются только на эрзянском языке. ).
Итак, «Единение»!
Словари дают примерно одинаковое толкование этого слова, и означает оно следующее: тесная связь, основанная на единстве взглядов, целей, интересов; сплоченность, солидарность. То есть, можно подумать, что начиная из 1012 года, эрзяне объединились с «народами Российского государства» (причем добровольно), прониклись высоким чувством, сплотились, на основании "единства взглядов, интересов и целей", и идут вот так рука об руку уже тысячу лет ... Так? Если честно, не совсем так. Или скорее - совсем не так. Обратимся даже не к эрзянским, а к российским источникам.
Добровольное единение
«Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской РОССИИ» составленный под руководством Кеппена Петра Ивановича в СанктПетербург В 1861 году.
* «1101 г. Князь Ярославъ Святославичъ (Рязанскій) былъ побъжденъ Мордвою, въ губерніи Тамбовской или Нижегородской, гдъ сей народъ обиталъ издревле въ сосъдствъ съ Казанскими Болгарами.» Ист.Госуд. Росс. Т.II с.139
* «1185 г. Великій князь Всеволод III Георгіевичъ, окончивъ войну с Болгарами (с ещё одним из народов Российского государства. Прим. моё), отправилъ конницу въ Владимір чръз землю Мордвы (нынъшнюю Симбирскую и Нижегородскую губерніи). Татищевъ, описывая возвращеніе конницы Всеволодовой, упоминаетъ о ръкъ Суръ и разореніи деревень Мордовскихъ. Тамъ же.Т.III, с. 63. и прим. 64
*«1226-1232 г. Великій Князь Георгій Всеволодовичъ нъсколько разъ посылал військо и самъ ходилъ на Мордву. Походи эти почти всегда оканчивались побъдою: Мордва была побиваема, села ихъ выжжены, хлъб потравлен, скот доставался въ добычу. Сами жители обыкновенно искали убъжища въ густых лъсах, но и тамъ ръдко спасались от Русских. Въ 1229 году одинъ изъ Князей Мордовскихъ, именемъ Пургасъ, подступалъ съ Мордвою къ Нижнему Новгороду, но былъ отбит съ уроном. Тамъ же.Т.III, с. 274 и 275. и прим. 350
*1377 г. Князья Мордовскіе указывали путь Царевичу Арапшъ въ предълы Нижегородской области и тайно подвели его къ Русскому войску, которое безпечно расположилось за ръкою Пьяною. Разбивъ здъсь на голову Русскихъ, Татары сожгли Нижній Новгородъ и опустошили всю область. К довершенію бъдствия, Мордовскіе хищники по слъдам Татаръ разсъялись злодъйствовать въ его уъздъ; но князь Борисъ Константиновичъ настигъ ихъ, когда они уже возвращались съ добычею, и потопил въ ръкъ Пьянъ, гдъ еще плавали трупы Россіян. Сей Князь Городецкій вмъстъ с племянникомъ, Симеономъ Димитріевичем, и съ Воеводою Великаго Князя, Феодоромъ Свиблом, въ слъдующую зиму опустошилъ безъ битвы всю землю Мордовскую, истребляя жилища и жителей. Онъ взялъ въ плън женъ и дътей, также нъкоторых людей чиновныхъ, казненныхъ послъ въ Нижнемъ. Народъ въ злобномъ остервененіи влачилъ ихъ по льду ръки Волги и травилъ псами. Ист.Госуд. Росс. Т.V с. 47 -50, прим. 45
*1381-1382 г. Въ договорной грамотъ Великаго Князя Димитрия Донскаго съ Олегомъ Рязанскимъ сказано, что бывшая Мордовская область, Мещера, купленная у тамошнего крещенаго Князя Александра Уковича, остаётся собственностію Великаго Князя Димитрія. Тамъ же.Т.V, с. 78. и прим. 86
*1422 г. Въ Нижегородскомъ Лътописцъ подъ 1422 годомъ говорится о слободъ, которая была въ Нижнемъ Новгородъ подъ старымъ городкомъ на берегу Оки, и которую засыпало обвалившеюся на нее сверху горою съ лъсомъ; а тотъ городъ (говорится въ Лътописцъ) поставленъ былъ въ то время, когда Великіе Князья суздальскіе ходили на взысканіе, гдъ поставить городъ и распространить Княженіе Суздальское на Низовской землъ за Волгою и за Окою, гдъ были лъса великіе и жили поганая Мордва, которых они отогнали, и земли ихъ населили Русью. Ист.Госуд. Росс. Т.V прим. 322»
Комментарии, как говорится, излишни. Кроме одного! Под «мордвой», летописец, а за ним и многие другие, имеют ввиду эрзян! Вот и получается: предлагая «празднование в 2012 году 1000-летия единения мордовского народа» органы государственной власти Республики Мордовия ввели в заблуждение Президента Российской Федерации. Не больше и не меньше. Или, всё-таки, требуется ещё одно разъяснение: «мордовский народ» - это о ком? Может быть, это не про эрзян? Тогда другое дело! Тогда остаётся только поздравить от имени эрзянского народа, «мордовский» народ с праздником? Действительно, хорошие показатели: -от «поганой Мордвы» в 1422 году, до «мордовского народа» в 2009!
Пожалуйста, не нужно обвинять меня в разжигании национальной розни. То, о чём написано в ХРОНОЛОГИИ, было, да быльём поросло. Многое изменилось, наши народы связывают более чем добрососедские отношения, общая история, родственные связи…. Но, празднуя сегодня (как оказалось совсем не добровольное «единение»), мы пренебрегаем памятью предков, которые погибли в борьбе против этого «единения». Мы пляшем на их могилах. Я полагаю, что это кощунство, заставлять побежденных, праздновать своё поражение! Вот и выходит, что многое изменилось, да не всё. Нам говорят «праздник» и мы «празднуем» без лишних вопросов. А может, всё-таки, пришло время спросить? И сказать правду? И начать с того, что мы не «мордва», мы эрзяне. И будьте добры, уважая народ, прекратите называть нас словом «мордва», которое ассоциируется со словосочетанием из «Истории Государства Российского»! Заранее спасибо
Праздновать, это всегда хорошо!!! Ещё лучше при этом понимать, что, собственно, мы празднуем. Указы Президента РФ, не обсуждаются, а исполняются, но не грех понимать при этом, о чём, собственно, речь. Опуская вопрос о возрасте самого Российского государства, спросим: – почему 1000 лет?
В одной группе на сайте «Одноклассники»,обнаружила такую тему: «1000 лет в 2012. А в 1985 было еще 850...............» Хочу выложить некоторые сообщения участников группы на данную тему: 1.участник : То ли еще будет....... , а по-честному сколько????
2 участник. Свет, лучше спроси на кафедре - там-то уж точно знают! А по большому счету - какая разница? Вот Ванька Грозный объединял всех, объединял... и что? Кто его добрым словом поминает? Далее... объединились ...и? Посмотри, не только в городе, а даже на форуме грызутся - кто главнее, кто настоящее, кто истинный мордвин, а кто..... И это кому-то надо? Одно дело - знать про самого себя, своих (СВОИХ, а не Васи Пупкина!) предков, гордиться ими, если они того заслуживают, но... кричать об этом на каждом шагу... зачем? Вот некоторые даже имени-фамилии-фотографии своих стесняются - скрывают.... вдруг, кто чего узнает, а, ведь, туда же - пишут высокие слова о народах, истории и пр. и др! Мотивация? гм... мол, Интернет - большая помойка и не фиг сюда всю правду писать... Да кому мы нужны со своей правдой-неправдой????? Компетентным органам??? Гы-гы!!! Три раза гы-гы!!!! Там и без наших откровений все про каждого знают, даже то, что мы сами про себя НЕ знаем!!!
……И еще! По ЭТОМУ вопросу. Я сегодня таки специально спросила одного высокопоставленного чиновника про такое вот разночтение. И он мне популярно объяснил, что... на основании вновь обнаруженных свидетельств были сделаны выводы (с которыми согласился и Президент), что связям мордвы и россиян (а тогда - славянским племенам с князьями во главе) гораздо больше лет, чем думали ранее... И.. если честно, то уже сейчас им, этим связям, более (!!!) тысячи лет, просто РЕШИЛИ приурочить к 2012 году, шоб таки было что отмечать и к чему готовиться!!!!!…
1.участник. да ладно, пусть приурочат.....надо же Дату отпраздновать!!)) Это как в магах- 10 000покупатель или еще тому подобюное!!)) 1000- так 1000- какая нам разница!! Я просто слышала, что эту дату просто взяли с потолка.....но теперь -то уж точно- не с потолка- из истории!!))) Нормально!!)) будем готовиться!!))
2 участник. Свет! Господин чиновник (ты знаешь, про КОГО я говорю) таки сказал, что действительно НАЙДЕНЫ свидетельства, датированные тысячу и БОЛЕЕ годов тому назад.....
3 участник. так оно и получается: история что дышло: кому выгодно, тому и вышло...
1.участник. Главное- что не менее 1000....
Все участники общения жители Саранска, вот их мнение по поводу празднования «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства».
Отправлено: 12.10.11 14:58. Заголовок: Нашли чего отмечать...
Нашли чего отмечать. Дату насильственного порабощения нашего народа(ведь все знают). Давайте лучше Конец Света отметим, нажрёмся перед смертью по Русски до свинства. Да и вообще чего тут говорить? 1000 лет назад небыло российской государственности. Тогда были ещё вятичи да кривичи всякие. Если только добровольно в Хазарский каганат входили чтобы добровольно дань платить.
Отправлено: 17.10.11 10:11. Заголовок: "...Сказание о „..
"...Сказание о „мурзе", московском царе, увидавшем на Дятловых горах одетую в белые балахоны и молящуюся своему богу Мордву, и о том, как за дары этого русского „мурзы", посланные молельщикам, старики мордовские послали хлеб, соль и мед, но молодые ребята, съев все это, поднесли „мурзе" землю и песок, что он и принял за знак добровольного подчинения мордовской земли его власти, — все это сказание носит на себе несомненную печать древности.
""Мне правоохранительные органы говорят, что сейчас идет скупка оружия и подготовка к вооруженным нападениям на органы государственной власти", - сказал Янукович.
Пост N: 1055
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
3
Отправлено: 28.11.11 19:19. Заголовок: 26.11.2011 года в Ук..
26.11.2011 года в Украине поминают погибших во время Голодомора. Отношение к этому неоднозначное в России. Привожу некоторые цифры. в 1914-15 учебном году на территории будущей УССР в первый класс пошли 1 492 878 учащихся. В 1928-29 учебном году - чуть более полутора миллионов (1 585 814). А в 1938-39 учебном году, т.е. когда в школу должны были пойти дети, рожденные в 1931-33 годах, украинских первоклашек вдруг стало меньше одного миллиона (985 598). И это потери только детей, и только в первом классе!
Общесоюзная тенденция совсем иная: в 1914-15 годах на территории будущей РСФСР было 4 965 318 учащихся, в 1928-29 - 5 997 980, в 1938-39 - 7 663 669.
Пост N: 1056
Зарегистрирован: 09.12.09
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг:
3
Отправлено: 02.12.11 13:08. Заголовок: Карпатские пчелы и э..
Карпатские пчелы и эрзянский фронт
После продолжительной паузы на государственном радиоканале Украины "Культура" (72,8 УКВ) вновь зазвучала финноугорская тема. Редактор программы "Этнофорум" Екатерина Божко посвятила два подряд выпуска эстонцам и эрзянам. Первые, сейчас отмечают 150-летие поселения в Крыму - потомки отчаянных эстонцев до сих пор живут в нескольких селах АРК и теперь являются гражданами Украины. Вторые в этом году выдали в Киеве новую книгу стихов на эрзянском языке. А сама эрзянская диаспора даже старше в Украине, чем эстонская - эрзяне-молокане в начале ХIХ века основали село Акимовка, что теперь является райцентром в Запорожской области.
Правда, гости из общества "Эрзянь Вал" вспомнили об этом вскользь. Александр Болькин и Ростислав Мартынюк больше отвечали на этнографические вопросы ведущей и звонки радиослушателей - передача, как всегда, транслировалась вживую.
Попытка Екатерины Божко докопаться до традиционного образа жизни эрзян вывела разговор на бортничество. Брат Александра Болькина - Владимир - профессионально занимается пчеловодством. И попросил Александра привезти в Эрзян Мастор, Мордовию, загадочных карпатских пчел - на расплод. Брат не отказал: - Я купил пчел-маток, в специальных коробках, в каждой было шесть или семь рабочих пчел, кормились они в дороге медом. Так и доставили в Мордовии. Эти пчелы там прижились и дали хороший приплод. Брат очень хвалил карпатских пчел, а именно - за кроткий нрав. Около улья можно было безопасно работать и не подвергаться опасности быть укушенным, - говорит Александр.
По просьбе ведущей, вспомнил Александр и о своем детстве, о зимних играх - знает их не понаслышке, ибо вырос в селе. Хотя жизнь посвятил армии. Сейчас он председатель общества украинских эрзян, активно занимается социальными сетями в Интернете. Является редактором нескольких сетевых эрзянских объединений, одна из них имеет почти четыре тысячи участников.
Звонки радиослушателей направили разговор в другое русло: что сейчас происходит с эрзянами? Берегут ли они свою культуру, язык? Кто из известных людей принадлежит к числу эрзян? Отвечал Ростислав Мартынюк: - Эрзянская нация - это около миллиона человек, преимущественно граждан Российской Федерации. Только треть эрзян живет в пределах Республики Мордовия. Остальные - в так называемой, диаспоре, хотя и на землях своих предков: - Самарской и Нижегородской области, в Ульяновской, Саратовской и Оренбургской областях. Среди известных - патриарх Никон, живший в 17 веке, известные певцы Илларион Яушев и Надежда Кадышева. Многие военные - Чапаев и Кутяков, летчик Маресьев, эрзянские корни имеет маршал Жуков. Ну и, конечно, это известный скульптор Степан Эрзя, который творил преимущественно в Аргентине, но хорошо известен теперь и в Европе. - Можно вспомнить Лидию Русланову, - добавила Екатерина Божко. - Я слышала, как она исполняет эрзянский песни. - Сам Чапаев эрзя только по отцу, мать - чувашка, - уточнил Болькин .- И настоящая фамилия его - Чепаев. Гости добавили: не все из перечисленных лиц имеют положительные заслуги перед эрзянской нацией. И не все бы признали себя эрзянами, добавил один из дозвонившихся, с легкой иронией.
- Тот же патриарх Никон, хотя и был эрзянином, был "по ту сторону" фронта, - уточнил Александр Болькин.
Как бы там ни было, но фронт этот существует, сказали гости на прощание. Эрзянский фронт. И его драматические линии проходят, в том числе, через украинских эрзян. А их - не много не мало - 10 тысяч человек.
Истя, а гайги или а гайни. Рузынь кельсэ молитва а лиси. А ловнат эрзянь кельсэ - молитва, гимн. Секс и меринь ки машты тееде эрзянь кельсэ те валтнеде и аздан кода эрзякс - настроя звучания - стихотворный вариант. Если найдется композитор, то это будет очень мощное произведение.
Да вадрясто арсят. Мон истя жо арсян, что минек келеньть эряви кепедьмекс. Но аламо эстэдинек, ки истя арси и ки теи тевть. Минденек эряви, чтоб мартунок седе ламо ломать уливильть и этень кис эряви тергемс и те ломатнень конатьне аздыть эрзянь келенть, а кармасть токо содамо, что сыниск покштятне эрзят. И сыниск март эряви кортамкс пока рузынь кельсэ, эряви сыниск тонавтемкс и учемс кода кармить кортамо эрзянь кельсэ. Виев кисэ паро мольмекс, но минек пока киеемек а пек виев. Сондэ лангсо и кевть и пандот и одманямонь ямат и инойстэ эряви велявтомкс, чтобы не таркатнень башка ютамкс.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет