Отправлено: 29.05.09 21:57. Заголовок: Фонд "Руця". Проекты и дела.
Эрзянский Фонд "Руця" существует с 1999 года.
Общественный.
Цель: поддержка эрзянской культуры, языка, народа.
Направления деятельности: 1. Издание эрзянского календаря. Ежегодно. 2. Проведение общенационального конкурса эрзянского национального костюма "Руця" в рамках Раськень Озкс. Один раз в три года. 3. Поддержка проектов "Масторава", "Пургаз", Раськень Озкс, Эрзянь валкс и др.
Источники средств: добровольные пожертвования. Членство: добровольное. Координатор Фонда: Эрюш Вежай.
Участником или членом Фонда "Руця" может стать любой желающий при обращении к нам.
Координаты для вступления и пожертвований - в личке.
Фонд "Руця" объявляет конкурс.
Фонд "Руця" объявляет конкурс на лучшую тему и материалы для издания эрзянского календаря на 2011 год.
Победителю будет отправлено 10 экземпляров календаря и книга.
Фонд "Руця" с благодарностью примет спонсорскую помощь для издания календаря.
Наш адрес: 184653 Мурманская обл. г.Полярный, ул. Моисеева, 4 кв. 5. Ерюшов Борис Алексеевич. Тел. +7 921 151 00 35 E-mail: erush2002@mail.ru
«Руця» эрзянь раськень Лезэпаргонть мелезэ: 2015 иень эрзянь раськень ковкерьксэнть алтамс эрзянь раськень оршамотненень. Тень кувалт вештано кучнемс тенек мазый ванмот, косо парсте невтезь эрзянь раськень оршамотнень мазычись. Кучодо ванмотнень тей: erush2002@mail.ru Эрюш Вежай, «Руця» эрзянь раськень Лезэпаргонть тевветиесь. Мнение эрзянского национального фонда «Руця»: Эрзянский национальный календарь 2015 года посвятим эрзянскому национальному костюму. В связи с этим просим присылать нам фото, на которых хорошо представлена красота эрзянского национального костюма. Фото высылайте по адресу: erush2002@mail.ru Эрюш Вежай, координатор эрзянского национального фонда «Руця».
Эрзянь эсьмельсэ теевть «РУЦЯ» ярмакпаргось, кода пачк, аноксты нолдамо сы 2015 иень эрзянь ковкерькс. = Эрзянский добровольный фонд «РУЦЯ» традиционно готовит к изданию эрзянский календарь 2015 года. Кинь ули мелезэ лездамс ярмаксо ды превспутомасо те тевентень, сёрмадодо erush2002@mail.ru = Кто хочет помочь в этом деле советом, финансированием, пишите erush2002@mail.ru
Планируем использовать фото и разместить на календаре следующие надписи:
2015 ие ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ КОВКЕРЬКС Далее: фото ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ОРШАМОТ (эрзянский национальный костюм) На Всемирной выставке в Париже (1925) женский эрзянский костюм, привезенный первым учёным-энциклопедистом и просветителем эрзянского народа М. Е. Евсевьевым был удостоен золотой медали. Коллекции одежды, украшений и иных предметов быта эрзя народа, а это более 500 предметов, хранятся в центральных музеях г. Москвы, С-Петербурга, Казани, Саранска, Гамбурга, Парижа, Хельсинки, Тарту. ( разместить под календарной сеткой) Ацамковонь 21-це чись – «Масторава»-нь чи Эйзюрковонь 4-це чись – Эрзянь маралянь чи Эйзюрковонь 22-це чись – Норовжорчонь чи (Тундонь вастома) Чадыковонь 16-це чись – Эрзянь келень чи Чадыковонь 25-ее чись – Од толонь чи (ливтема-панема озкс) Аштемковонь 6-це чись – Тундонь ильтямо-Кизэнь вастома Медьковонь 11-те чись – Велень Озкс
Надписи в календарной сетке. Месяцы:
ЯКШАМКОВ Январь
ДАВОЛКОВ Февраль
ЭЙЗЮРКОВ Март
ЧАДЫКОВ Апрель
ПАНЖИКОВ Май
АШТЕМКОВ Июнь
МЕДЬКОВ Июль
УМАРЬКОВ Август
ТАШТАМКОВ Сентябрь
ОЖОКОВ Октябрь
СУНДЕРЬКОВ Ноябрь
АЦАМКОВ Декабрь
Дни:
АТЯНЬЧИ ПН
ВАСТАНЬЧИ ВТ
КУНШКАЧИ СР
КАЛОНЬЧИ ЧТ
СЮКОНЬЧИ ПТ
ШЛЯМОЧИ СБ
ТАРГОЧИ ВС
ОТМЕТИТЬ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ: 16 апреля 21 декабря
Перевод с эрзянского языка. Не для размещения. ие = год ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ КОВКЕРЬКС = эрзянский национальный календарь. ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНЬ ОРШАМОТ = эрзянский национальный костюм. ЭРЗЯНЬ КЕЛЕНЬ ЧИ – чадыковонь 16 чистэнть = День эрзянского языка – 16 апреля. «МАСТОРАВА»нь ЧИ – ацамковонь 21 чистэнть = День «Масторавы» - 21 декабря.
Отправлено: 21.11.14 15:42. Заголовок: Дела и планы эрзянск..
Дела и планы эрзянского Фонда «Руця». Эрзянский фонд «Руця» в 2014 году осуществил два эрзянских национальных культурно-просветительных проекта: 1. Вручение дипломов и эрзянской литературной премии 2014 года. 2. Выпуск эрзянского календаря на 2015 год «Эрзя раськень оршамот».
Средствами для осуществления проектов Фонда «Руця» являются добровольные пожертвования эрзян и друзей Эрзя народа.
Оба проекта выполнены.
Лауреатами эрзянской литературной премии 2014 года стали эрзянские поэты – Числав Журавлёв (гран-при), Боляень Сыресь, Алина Подгорнова. Лауреатам вручены национальные дипломы и премии. Эрзянский календарь 2015 года был посвящён эрзянскому национальному костюму. Право распространения эрзянского национального календаря предоставлено партнёрам фонда «Руця» - Эрзянь келень идема фонду и газете «Эрзянь Мастор». Материалы по подготовке и итогам культурных проектов опубликованы в газете «Эрзянь Мастор», в группе «Эрзянь вал» (в соцсети «Одноклассники»).
На 2015 год Фонд «Руця» запланировал два эрзянских национальных проекта:
1. Выпуск эрзянского национального календаря на 2016 год «Эрзянь мазыйка». 2. Вручение дипломов и эрзянской литературной национальной премии «Раськень ойме-2015».
Фонд «Руця» приглашает эрзян и друзей эрзя народа принять участие в финансировании и в осуществлении эрзянских национальных культурно-просветительных проектов 2015 года.
Координатор Фонда «Руця» Эрюш Вежай. Контакты: +7 921 1510035, erush2002@mail.ru
Отправлено: 18.12.14 13:10. Заголовок: Номинации Эрзя народ..
Номинации Эрзя народа 2014 года проводятся в эрзянской группе «Эрзянь вал» http://ok.ru/erzyanval (около 8000 участников) в социальной сети «Одноклассники».
10 вопросов эрзянского фонда «Руця». Заочное интервью номинанта Эрзя народа в номинации «Эрзянь раськень ялга-2014» («Друг Эрзя народа-2014» - Мирославы Копинец. Мирослава Копинец: певица, русинка, исполнила и записала в 2014 году четыре современных песни на эрзянском языке «Ратор чирева», «Яла эйсэть учан», «Иля симне, ялгай, а ванькс лисьмапрясто», «Весь весе опаня». Живёт в г. Ужгород, Украина.
1.Эрзя. Каким чувством проникнуто для Вас это слово?
Эрзя – это человек Живущий, Любящий жизнь, Любящий Мир, любящий Творца.
2. История Эрзя-народа. Из истории Эрзя народа какое событие кажется Вам самым значимым для Эрзян?
Раськень Озкс — древний национальный праздник эрзянского народа. В переводе с эрзянского языка на русский — народное (родовое) моление. (По-эрзянски «раське» —народ, родня, «озномс» — молиться, «озкс» — моление.) Кроме молений предкам и торжественной части, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы и планируют перспективное развитие своего народа. В 1629 году Раськень Озкс был запрещён царским указом. Праздник был возрождён в 1999 году, и с тех пор проводится в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии. Основанием выбора для места послужила легенда, что на этом месте были захоронены около 11 тысяч воинов- эрзян после битвы с ногайцами, захороненных в братской могиле. Идея возрождения Раськень Озкса принадлежит эрзянскому Инязору Кшуманцянь Пиргужу. Поддержали организацию Озкса творческие коллективы «Ламзурь» и мужской фольклорный коллектив «Торама». Главными организаторами ритуалов были первая Озава — Маризь Кемаль, и первый Озатя — Йовлань Оло. Раськень Озкс оказывает мощное воздействие на возрождение Эрзя народа, эрзянской культуры, веры и чувства единства эрзя народа.
3. Историческая Страна Эрзян. Как Вы считаете, какое место по значимости занимает центральное место в стране Эрзян?
Места расселения эрзи: Мордовия, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская и Оренбургская области, а также Татарстан. Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Эрзянская традиция называет город на месте будущего Нижнего Новгорода именем Обран Ош. Эти сведения подтверждаются и археологией и записями путешественников и географическими картами того времени.Великое переселение народов затронуло и эрзян, которые под давлением славян, двигавшихся с юго-запада, были вынуждены оставить Эрзянь ("Старая Рязань". Обосновавшись между Окой и Сурой, под защитой дремучих лесов, эрзяне строят новый центр, который является уже столицей протогосударства, что следует из его названия — Эрзямас (Арзамас) — от Эрзянь Мастор — "Страна Эрзи". 4. Эрзянский язык. В чём заключается ценность Эрзянского языка для каждого эрзи? Эрзянский язык несет в себе энергетическую силу предков, это родной язык. Разговаривая на нем, каждый эрзя усиливает свою энергетику, делает свою жизнь более счастливой, ибо признает роль своих предков в своем появлении на свет. Не было бы предков, не было бы меня. Разговаривать на родном, материнском языке - это правильно, так людей создал Творец. Он заповедал беречь все родное.
5.Эрзянское литературное искусство. Какие книги, Вы считаете, должен прочитать и знать каждый эрзя?
В1994 году, произошло огромное событие в истории Эрзя народа, был издан его героический эпос – «Масторава». Великая книга Эрзя народа, впервые изданная на песенно-звучном эрзянском языке в 1994 году, разошлась по рукам эрзян, всех, кого интересует язык, культура, история, мифология нашего народа. «Масторава» - это гуманитарное открытие рубежа 20-21 веков. «Масторава» - свидетельство огромного интеллектуального потенциала эрзянского народа, способного выдвигать рунопевцев мирового значения. Эрзянский героический эпос «Масторава», героический эпос Эрзи формировался как многосюжетное и многогеройное повествование с циклизацией произведений вокруг знакового персонажа – социального демиурга, что содержало предпосылки появления эпопеи с возможностью ее перевоплощения в книжную форму, когда возникли необходимые условия для этого: появление развитой письменной литературы и высокого уровня научных исследований по фольклору и истории народа. Произведения эрзянского поэта и писателя Числава Журавлёва: «Сёксень цецят» («Осенние цветы»), Саранск, 1991, «Овто латко» («Медвежий овраг») Саранск, 1993, «Каргонь вайгель» («Голос журавля»), Саранск, 1995, «Валдо ойме» («Светлая душа»), Саранск, 1996, «Арсемат ды ёжот» («Мысли и чувства»), Саранск, 1999 г. I том, «Вечкемань теште» («Звезда любви»), Саранск, 2000 г. II том, «Кемемань валдо» («Свет надежды»). Саранск, 2001 г. III том, «Арсемань пакся» («Поле раздумий»), Саранск, 2003 г., «Седеень вайгель» («Голос сердца»), Саранск, 2004 г., «Каргинеть» («Журавлики»), Саранск, 2007, «Эрямонь юр» («Основа жизни») Саранск, 2011, «Кочказь произведеният» («Избранное»). Саранск, 2012. Произведения Маризь Кемаль (Раисы Степановны Кемайкиной): Разговор со Степаном Эрьзей, Раськень сыргозтема моро (Эрзянская "Марсельеза) 6. Эрзяне. Кто из эрзян внёс самый большой вклад в сохранение Эрзя народа, как этноса?
ТЮШТЯ — центральный герой эрзянского героического эпоса, сын бога грома и войны Пурьгинепаза и земной девушки Литовы. Имеет мифологическую и собственно историческую атрибуцию, соединяет космогонический миф о сотворении мира с эпическими песнями и сказаниями. Имя Тюштя — наименование общественной должности. Оно означает «инязоро» — великий хозяин, правитель, вносящий в жизнь людей и общества разум, порядок, закон, необходимую форму и содержание. Изображается как демиург, творец эрзянского раннефеодального общества. Образ Тюшти сформировался на поздней стадии военной демократии и в первые века феодализма. Время его деятельности — эпоха образования эрзянского этноса и период начала русской колонизации. ПУРГАЗ — выдающийся эрзянский государственный и военный деятель периода средневековья, князь (инязор) Эрзянь Мастор-«Пургасовой Руси», национальный герой. Даты рождения и смерти неизвестны. В январе 1229 года эрзянские отряды под командованием Пургаза нанесли удар объединённому войску русских князей. Баюш Разгельдеев - организовал сопротивление ногайцам в 1612 году. Герои Эрзя народа - Алена Арзамасская, Акай Боляев, Кузьма Алексеев. Просветители и деятели Эрзя народа: ЮРТОВ Авксентий (Арсентий) Филиппович — просветитель, педагог, переводчик, учёный, первый представитель эрзянского народа, профессионально занимавшийся изучением его культуры и истории. ВАСИЛЬЕВ Тимофей Васильевич — советский работник, один из организаторов эрзяно-мокшанской автономии, дипломат. КУЛДУРКАЕВ Яков Яковлевич — эрзянский поэт. ЭРЬЗЯ (НЕФЁДОВ) Степан Дмитриевич — выдающийся скульптор.Великий Степан Эрьзя не случайно сделал своей фамилией имя своего народа эрзя. РЯБОВ Анатолий Павлович — лингвист, плодотворно работал над созданием единых норм эрзянского литературного языка. педагог, общественный деятель, профессор. Влади́мир Ива́нович Рома́шкин (Йовлань Оло), значительный деятель эрзянского культурного возрождения конца XX века, фольклорист, музыкант, кинодокументалист. НАДЬКИН Дмитрий Тимофеевич — эрзянский лингвист, общественный деятель, доктор филологических наук, профессор. Числав Журавлев – поэт и писатель.
7. Будущее Эрзя народа . Что должен сделать каждый Эрзя для сохранения и развития нации? Каждый Эрзя должен знать историю своего народа, язык, культуру, читать литературу на эрзянском, говорить и писать на эрзянском, принимать участие в национальных праздниках, участвовать в работе эрзянских общественных организаций. Учить детей и родственников разговаривать на эрзянскком, дружить и тесно общаться с остальными людьми, идентифицирующими себя как Эрзя, а также пытаться просвещатиь и других, предки которых были эрзя. Любить все эрзянское, ценить все эрзянское. Знать историю своего народа. Понимать настоящее и волноваться за будущее эрзянского народа.
8. Традиции Эрзя народа. Какая традиция, по -Вашему, показывает лучше всех сущность Эрзя, как этноса? Вплоть до XX века у эрзян существовали две формы семьи: большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая семья охватывала несколько поколений потомков по мужской линии вместе с их женами, причем все они жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих запасов. Число членов семьи иногда доходило до нескольких десятков человек. Главой патриархальной семьи является самый старый человек (покштя), блюститель всего хозяйственного уклада, а его жена занята "чисто женскими делами". Большое значение для дальнейшей судьбы новорожденного имел выбор счастливого имени. Жители села помнили, что имя - это характер, а характер - это судьба. Общественные моления совершались за селом, у ручья или родника, чаще на опушке леса под берёзой, вязом, дубом, липой или сосной . В одних озксах участвовали только мужчины, в других — женщины. Были и совместные моления. Основным моментом всех озксов являлось жертвоприношение. За день до озкса ходили в баню, надевали чистое бельё. В дни наиболее важных озксов работать считалось грехом ( пежеть). Озксы не имели точной календарной даты проведения и были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных работ. Озксы, связанные с земледелием, занимали среди прочих ведущее место. Значительная часть озксов была посвящена животноводству, пчеловодству. Во время зимнего солнцестояния отмечался праздник Коляды (Калядань чи). Накануне Нового года пекли орешки (пештть), жарили поросёнка, гуся или курицу. Вечером устраивали озксы. Хозяйка, подняв над головой каравай хлеба, молила Нороваву, чтобы уродился хлеб. Взяв чашку с орешками, обращалась к Виряве с просьбой о хорошем урожае орехов. Держа в руках жареного поросёнка, просила Кудаву о приплоде скота. Молодые парни, нарядившись в вывернутые шубы и шапки, с вениками в руках ходили по домам и собирали орешки; вениками хлестали тех, кто говорил что-то неприятное. Весенне- летний цикл озксов открывался в начале апреля молением первого выгона скота ( ливтема-совавтома озкс). В конце деревни, на выгоне, собирались все жители. Туда же пригоняли скот. Очаги в домах в этот день заливали водой. На месте моления трением сухих деревянных брусков добывали новый огонь (од толонь чи - «день молодого огня») и разводили костёр; от него каждый хозяин брал в горшок угли и поддерживал их в горнушке целый год, до следующего озкса. Здесь же расчищали специальную яму, делали на столбах помост, покрывали его дёрном. Во время моления на середину помоста ставили горшок с новым огнём и под ним 3 раза прогоняли скот. Перед началом сева проводили моление о сохе (сабан озкс).
Моление в конце апреля — начале мая посвящалось Нороваве, на нём приносили в жертву кур . Моления о лошадях (алаша озкс) и коровах (скал озкс), проводившиеся в начале июня, должны были привлечь внимание соответствующих покровителей и обеспечить сохранность и размножение домашних животных. Одним из самых торжественных и многолюдных летних молений был общинный праздник села, проводившийся в конце июня в течение 3 дней. Первые 2 дня молились Нишкепазу о здоровье сельчан и урожае хлебов, в последний — о здоровье солдат, находившихся на военной службе. Завершив молитвы, не расходились до позднего вечера. Старшие пили общественное пиво, молодёжь устраивала игры. Перед сенокосом (начало июля) праздновали луговой озкс. (лайме озкс — эрзянское), на котором резали 2 овец и просили верховного бога помочь скосить сено, сметать его в стога, чтобы оно пошло на здоровье скоту. Озкс, приуроченный к началу прополки полей (пакся эмежень кочкамо озкс); заботам об урожае посвящался озкс, на котором в жертву Нороваве приносили быка (букань озкс). Когда созревали хлеба (август), обращалась к Вармаве с просьбой не погубить урожай (варма озкс). С окончанием полевых работ проводили реве озкс. Всё село собиралось в поле. Несли с собой брагу, пироги, хлеб, соль, ложки, чашки. На общинные деньги покупали лучшую овцу, её мясо варили в больших котлах. На этом озксе благодарили Нишкепаза и других покровителей сред за хороший и вовремя собранный урожай.
Семейные моления ограничивались рамками семьи, проводились обычно хозяйкой. В обед выносили на гумно ведро пива, варёного петуха и другую еду, благодарили за то, что хлеб не сгорел во время сушки, просили и впредь его беречь. Выпивали и съедали принесенное и возвращались домой. Глубокой осенью проводилось моление в честь Кудавы (Кудавань озкс). Резали овцу, варили брагу, готовили разную пищу. Перед иконами зажигали свечу, на стол ставили полный горшок каши и другую еду. Обычно хозяйка дома обращалась к Нишкепазу с просьбой об урожае, прибавлении детей, скота. Закончив молитву, хозяйка брала понемногу от каждого кушанья, складывала на горбушке хлеба на божницу Нишкепазу, затем с 2—3 членами семьи спускалась в подпол с кушаньями. Там они раскладывали обрядовую пищу и повторяли ту же молитву, что и в избе, обращаясь к божеству дома. Поднявшись из подпола, все садились обедать. Иногда моление в подполе (сэдь алкс озкс) проводилось в качестве самостоятельного семейного обряда. В конце октября — начале ноября заканчивался выпас скота на лугах. Скот размещался на зимовку в конюшнях, хлевах, овчарнях — во дворе, покровительницей которого считалась Кардазава. Посередине двора ставили стол, покрытый белой скатертью, на нём расставляли разные кушанья. Произнеся молитву о сохранении и приумножении скота, оставляли куски пищи во дворе и возвращались в дом обедать. При частых заболеваниях в семье и болезни домашнего скота проводили ночное моление (вень озкс), в котором просили Кудаву выгнать болезни из дома и со двора. Чтобы задобрить божество, хозяйка пекла большой пирог, ставила на него 40 свечей, с жаром в горшке обходила с домочадцами дом и двор, прося Кудаву оградить семью и домашнюю живность от нечистой силы. В случае пожаров, эпидемий, эпизоотий, других бедствий люди собирались на чрезвычайные озксы и просили божества и главного бога отвести беду.
Раськень Озкс — древний национальный праздник эрзянского народа. В переводе с эрзянского языка на русский — всенародное моление. (По-эрзянски «раське» — народ, родня, «озномс» — молиться, «озкс» — моление.) Начинается праздник с традиционной молитвы предкам. На вершине кургана была зажжена восковая родовая свеча весом более 400 кг, и звучит обращение предводителя эрзян. Участники обряда повторяют слова молитвы и поднимают руки вверх. Далее собравшиеся принимают участие в обряде обновления Маара. Каждый из участников обряда в память о погибших предках высыпает горсть земли, привезенной им со своей родины. По ходу солнца вокруг священного кургана провожают лошадь с запряженной сохой. Лошадь у эрзян считается священным животным — согласно древним легендам это животное было подарено людям верховным богом Инешкипазом. В соответствии с древними традициями, кроме молений предкам и торжественной части, на эрзяне решают текущие вопросы и планируют перспективы развитие этноса.
Традиционные эрзянские имена в большой степени связаны с природой, с тем миром, который окружал людей, с их эмоциями, и потому их список бесконечен. Имена давались при рождении, и для многих других народов их смысл может быть весьма необычным. Появился малыш на свет в лесу — получил имя Виряс (владелец леса), родился во время уборки урожая — Паксют (хозяин поля), был долгожданным в семье — Вечкуш (любимый), и так далее. В современных эрзянских селах сохранилась подобная традиция, но встречается она все реже и реже: после крещения малышей называют уже другими именами, а эрзянские используют только в разговорах между собой, в семейном общении. Сейчас многие эрзяне сами берут себе национальные имена. повседневной жизни
По моему мнению,лучше всего показывает сущность народа как этноса традиция давать детям - своим потомкам эрзянские имена.
9. Дети, внуки Эрзян. Должен ли каждый эрзя растить детей и внуков своих Эрзянами? Каждый Эрзя должен растить потомков Эрзянами. Это святое задание и предназначение, это правильно.Тогда народ Эрзя не исчезнет, а приумножится и станет сильным 10. Эрзяне. Какую черту характера Эрзянского человека, считаете, самой ценной? Ценнейшая черта характера человека, чья национальность Эрзя - это Любовь, способность любить во всех проявлениях чистой Божественной любви, желание развивать и умножать любовь к Творцу, природе, своим близким и своему народу. Эта черта порождает и другие - неравнодушие к дальнейшей судьбе родного народа, чувство собственного достоинства за свой народ Эрзя, чувство трепетного уважения к своей семье и к своим традициям, желание учиться и развиваться в изучении и продвижении родного языка, желание творить во имя родного народа, понимание красоты и ценности культуры предков.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет