Властями Мордовии были приняты беспрецедентные меры—не допустить проведения Инекужо. Звонили во все регионы проживания эрзя населения, вплоть до отдельных сел, кое-кому намекнули об увольнении с работы. Использовали дезинформацию: праздник будет отмечаться не 16 апреля, в день рождения профессора А.П.Рябова, а 13 апреля. Действительно, в этот день чиновники Мордовии пышно отметили День эрзянского и мокшанского языков, по-русски—День родных языков. В целях срыва традиционного Дня эрзянского языка и Конгресса исполком проправительственного межрегионального общественного движения (эрзя, мокша) народа в пожарном порядке провёл заседание и позором заклеймили на нем «раскольников»—Мусалёва Г.Д. и Четвергова Е.В., досталось заодно и газете «Эрзянь Мастор». Заявление об этом подписали самые-самые «активные» борцы за будущее «мордовского» народа. «Неизвестные силы» повесили замки, казалось, на двери всех залов Саранска: Республиканской библиотеки, факультета национальной культуры университета, колледжа электронных приборов… Наконец, заключив договор и заплатив деньги за аренду, определились собраться в Доме культуры «Строитель». Накануне, то есть 15 апреля, телефонный звонок: директор Дома культуры слезно просит найти другое помещение—пригрозили уволить её с работы. Начались нервоемкие переговоры по телефону Г.Д.Мусалёва, председателя Фонда спасения Эрзя языка, с А.С.Лузгиным, председателем Комитета по национальной политике (эрзя), но оказался уровень не тот. После попытки связаться с В.Ф.Сушковым, главой Саранска, вышли на В.В.Конакова, заместителя Председателя Правительства Республики (эрзя). Переговоры длились около тридцати минут. Г.Д.Мусалёв не отступил. В.В.Конаков велел, наконец-то, открыть двери клуба «Строитель» . Вот в таких условиях, под таким гнётом готовились День эрзянского языка и Эрзянский Конгресс. Конституция Мордовии, России, статьи о свободе слова, собраний? Это уже тема для другого разговора. Конгресс состоялся. Состоялся вопреки давлению административных структур, вопреки беззаконию и произволу мордовских властей. Чем были вызваны барский гнев и переполох в высоких домах, узнаете из материалов этого номера. КАк видим «толерантность» декларируемая в Мордовии утка
Отправлено: 06.12.14 22:31. Заголовок: ПРОЕКТ Обращение к Э..
Обращение к Эрзя народу связи с гибелью на востоке Украины представителя нашего народа.
Эрзяне! 1 декабря 2014 года недалеко от Мариуполя на территории Украины погиб 22-летний эрзянский парень из с. Ичалки Григорий Сурайкин. Исполком Конгресса Эрзя народа выражает глубочайшее соболезнование его родителям в связи с постигшим их безмерным горем. В связи с происшедшим Исполком Конгресса Эрзя народа обращается к Эрзя народу, к его старшему поколению: - Эрзяне! Воздержитесь от посылки своих внуков, сыновей, мужей, братьев на братоубийственную войну в соседнюю страну. Никакие деньги, никакая идеология не стоят ничего по сравнению с жизнью молодых, красивых парней, рождённых для жизни, продолжения своего эрзянского рода и работы, а не для войны в соседней стране. Эрзя народ и без войн потерял за последние 50- лет половину своей численности. Нам надо думать об этом. Исполком Конгресса Эрзя народа считает недопустимым участие представителей Эрзя народа в братоубиственной войне славянских народов, считая, что этот конфликт в Украине должен быть как можно скорее завершен миром. Исполком Конгресса Эрзя народа. 06.12.14
МЫ, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ), • основываясь на истории народа, существующего много тысячелетий, • чтя память и следуя традициям предков, • ощущая этническое, языковое, духовное и культурное единство, • с удовлетворением отмечая наличие стойкого эрзянского самосознания, • осознавая ответственность за создание благоприятных условий для выживания и развития будущих поколений, • исходя из норм международного права и Конституции РФ, гарантирующих права человека и народов, • выражая уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству других народов, • желая находиться в мировом сообществе народов под своим историческим именем, • стремясь быть признанным самостоятельным полноценным народом, • надеясь на понимание, добрую волю, сотрудничество народов, правительств и иных органов власти, • выражая чаяния всего народа, заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права. С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. Республика Мордовия, г. Саранск 23 марта, 1995 года.
2006 иестэ ютась омбоце Эрзянь Инекужось. Сонзэ питнезэ – сон яволявтсь панжадо, кода пек виевстэ киреми минек вечкевикс раськесь. Меельце 20 иетнень перть сон киртявсь эйстэнз ёмасть 300000 ломанть, 42%. Те – минек раськенть куломазо. Инекужось тень коряс пшкадсь кирдивиентень. Каршо – кельме калмонь чатьмонема. А эряви Эрзя раськесь Россия Масторонтень… 2-це Инекужось кочкакшнось эрзянь ломанть МККФУНс, МАФУНс (финнэнь-угрань раськень вейсэндявкст). Кирдивиесь эрзятнень тозонь эзинзе нолда. Тозонь кучизь ансяк «мордватнень». 2-це Инекужось кемекстызе Раськень Озксонть сехте покш Эрзянь раськень кенярксчикс ды путсь од эрзянь Покшчи – «Масторавань» Чи (ацамковонь 21 чистэнть, эрьва иестэ). 3-це Инекужонть савсь ютавтомс Луга Ян (Лукоянов) ошсо. Ютась сон 2009 иестэ. «Мордватне» эзть мере ютавтомонзо Саран ошсо. Мерсть, келя, «проведение Конгресса Эрзя народа является нецелесообразным». Ялатеке сон ютась. Сонзэ питнезэ – Инекужось панжадо яволявтсь: Эрзя раськентень а эряви ЕМЯ-сь («единый мордовский язык»), эрзятненень эряви ансяк ЭРЗЯНЬ КЕЛЕСЬ: «Конгресс эрзянского народа требует от правительства Республики Мордовия соблюдения ст.26 Конституции Российской Федерации, дающей право указывать эрзянам свою национальность "эрзя", а так же пользоваться родным эрзянским языком во всех сферах общественной жизни.
Конгресс эрзянского народа считает: - оскорбительными и унизительными любые попытки называть эрзянский народ субэтносом "мордвы", - требует прекращения использования этой формулировки официальными государственными учреждениями, официальными и должностными лицами, в официальных документах, научных работах и в преподавании во всех учебных заведениях, так как подобная практика прямо противоречит ст. 26 и ст. 29 Конституции Российской Федерации и международному праву. Конгресс эрзянского народа требует от властных структур: -прекратить называть эрзянский язык диалектом или наречием несуществующего мордовского языка, - немедленно прекратить пропаганду превосходства мордовского несуществующего "ЕМЯ" языка над эрзянским национальным языком. Учитывая, что курс национальной политики Республики Мордовия, созданной в 1934 году для государственной поддержки и развития эрзянского и мокшанского народов и их культур, в последние 10-15 лет претерпел решительный поворот в сторону усиления дискриминации более чем полумиллионного эрзянского народа, его культуры и языка, что выражается в попытках государственных структур Республики Мордовия: - низвести эрзянский народ до уровня субэтноса, - принизить эрзянский живой, литературный язык до уровня диалекта, либо наречия несуществующего "мордовского" языка, - навязать эрзянскому народу вместо родного эрзянского языка искусственный и чуждый ЕМЯ (единый мордовский язык) - навязать эрзянам в качестве национальности чуждый псевдоэтноним "мордва" вместо исторического имени ЭРЗЯ, что может привести к полному исчезновению Эрзя народа в ближайшие годы, Конгресс эрзянского народа вынужден в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным правом поставить вопрос перед федеральными структурами власти о создании эрзянской автономии в составе РФ.» 2013 иестэнть ютась 4-це Эрзянь Инекужось. Сонзэ питнезэ – сон панжадо яволявтсь: «Конгресс считает, что эрзянский народ должен стать равноправным и полноправным народом Российской Федерации в полном соответствии с Конституцией страны, должен иметь равноправное и полноправное представительство в финно-угорском и ином международном сотрудничестве под своим историческим и легитимным именем «эрзя». Ды кирдизе меленть: Россия Масторсо теемка Эрзянь раськень автономия, кона ванстоволь эрзянь рвськенть, эрзянь келенть, эрзянь культуранть: «Конгресс, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международным правом, считает возможным создание эрзянской автономии в составе РФ.» Инекужось тешкстась: «Конгресс не одобряет встречающееся применение неполноценных определений для эрзянского народа, таких как «племя», «субэтнос», «народность», «этническая группа» и другие неполноценные или шовинистические определения и, рассчитывая на уважительное отношение, просит журналистское и научное сообщества использовать в отношении эрзя народа полноценные, уважительные и общеприятые определения, такие, как «народ», «этнос», «нация», «национальность». Инекужось стявтызе кирдивиенть икеле кевкстеманть Пургаз Инязоронтень кеврунгонь (памятник) стявтомадо. Тесэ тешкстазь ансяк седее важов кевкстематне, конатнень кепсизь эрзятне Эрзянь Инекужотнесэ.
Паро улевель, зярдо ней весе арсиця эрзятне явовольть те тевентень мель, шка, прев. Эрьва эрзянтень эряви чарькодемс Эрзянь Инекужонть питнензэ ды эрявиксчинзэ. Эряви содамс, чарькодемс: масторонь кирдивиесь Эрзянь Инекужонтень а лезды, ярмакт а чукади. Инекужось тензэ тунь а эряви. Инекужось эряви ансяк миненек, эрзятненень кода кедьёнкс, конань вельде минь вансттано Эрзянь раськенек ёмамодонзо.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет