Музей валенок открылся в селе Урусово (по эрз. Орозбие) Ардатовского района Мордовии. Такое в Поволжье первое, и более того сказать, единственное. В этом эрзянском селе живут около тысячи человек , и все они заняты в этом деле – умеют валять валенки Первые умельцы вышли (появились) в XIX веке, с того времени здесь «зародилась» традиция валяния валенок. Старики передавали свое мастерство детям, те своим сыновьям. Так не забылось «валяние валенок». Идея открытия музея валенок появилась год назад - в январе урусовские (орозбиенские) умельцы привезли с российских соревнований призовые места за свои «зимние сапоги». "Открытие музея, а точнее музейно-выставочного центра, позволит сохранить в первозданном виде традицию валяния валенок. Планируется, что уже в скором времени в селе будет функционировать небольшая производственная база, которая позволить улучшить благосостояние жителей Урусова (Орозбиева)", - отметил председателя комитета по национальной политике РМ Александр Лузгин. В настоящее время мастера Урусова (Орозбиева) изготавливают валенки в 17 регионах России, лучше всего в Ульяновской, Оренбургской и Самарской областях; Чувашии, Татарстане. Эта работа приносит кое-какой заработок умельцев. Детские валенки стоят от 300 рублей, женские – от 500 рублей, а мужские от 700 рублей. Как рассказывает ваяльшик Григорий Потешкин: « Большой интерес люди отдают полуваленкам и чесенкам. Мы делаем валенки на заказ, иногда немного вывозим на рынки районных центров Эрзянь-Мокшонь Мастор ( Мордовии)», - рассказал Потешкин. О поистине древнем эрзянском валянье валенок говорят и администрация Ардатовского района. «Мы думаем, что современным людям надо знать наши традиции. Посетители музея увидят здесь процесс валянья от начала до конца. Наши орозбиевские умельцы изготовят эту обувь с любыми украшениями, любой вышивкой и любого размера. Хорошо идут валенки с эрзянской и мокшанской вышивкой», - отметил начальник управления культуры администрации Ардатовского района Павел Балабанов. Какая хорошая традиция живет в Эрзянь Мастор. Думается она будет расти, и у него будет хорошее развитие, и другие народы будут знать о ней. Как бы не говорили русские и не ставили валенкам русские корни, они были и в эрзянской жизни, по-своему эрзянские. Об этом говорит многовековая орозбиенская традиция валяния.
монь истямо кевкснимам весине - мекс Эрзя-мокшонь кулянь пачтямопельтне максыть сермадовкснень, ды кулятнень вейке ёндо? апак сёрмадо - Орозбие велесенть лембе кемень теемась - те алкуксонь ЭРЗЯНЬ КОЙ, косояк арась! /у меня такой вопрос всем - почему СМИ МОРДОВИИ (именно МОРДОВИИ) дают публикации, новости с однйо стороны? не написано - в селе Орозбие промысел валять валенки - это древняя ЭРЗЯНСКАЯ ТРАДИЦИЯ, нигде нет
вот к примеру - да хвалились, что это единственный в Поволжье такой культурный центр- правильно рапортуют о "НАЦПОЕКТАХ", на головах селчан: Мордовия готовится диктовать моду на валенки
или Известия Мордовии поскупились совсем - три строчки дали! мне понравилось как новости "Культуры" рассказали. Всетаки остались еще приличные журналисты.
Ваши мнения? прошу... и жду конечно новостей с мест!!!
Урусовские валенки. Сегодня об урусовских умельцах, прославившихся своими валенками, наслышана вся страна, и даже жители ближнего зарубежья. Доказательством тому - письма, идущие в село из разных концов и весей.
В Урусове когда-то на колхозных собраниях клеймили валяльщиков, неусердных в общественном производстве в осенние месяцы. Народный контроль наезжал в село стыдить непатриотичных мужиков, позорящих советский строй своим пристрастием к дремучему ремеслу валяния. Несмотря ни на что, каждую осень село как вымирало, с полсотни мужиков уезжало в другие регионы производить валенки. Этот промысел ведется в селе с середины 19 века. До революции мастера пешком исходили всю Россию. В советские времена за валяние пытались лишать стажа работы. А в 21 веке в селе создали уникальный музей валенок, прославляющий живое дело, а не угасшее, не потерянное во времени ремесло, чем воздали хвалу и славу здесь живущим мастерам.
Музей валенка
Музей был открыт 21 ноября 2006 года. Каких только валенок здесь нет: белые, черные, вышитые, сувенирные. Валенки на заборе, на печке, на бревнах, свисают с коромысла эрзянки в старинном уборе, один застрял в «паутине» под потолком. Тут же представлены необходимые для валки незатейливые инструменты. Каких только гостей с той поры в Урусове ни побывало, и делегация международной финно-угорской конференции, и студенты — участники международного форума. Сколько мастер-классов было показано специалистами этого дела за это время и в музее, и на разных выставках народного промысла, проходивших в Ардатове и в Саранске.
Посетители музея могут "вживую" увидеть, как создаются музейные экспонаты, и узнать некоторые секреты валяния валенок. Для этого местные мастера используют оборудование, которое размещено тут же. "На детский валенок обычно уходит 1,5 фунта или грамм 400 по-новому. Но мы уже привыкли мерить фунтами, так уж завелось с самого зарождения этого вида промысла. Так мерили наши деды и отцы, - рассказал Николай Лукин, "взбивая" шерсть до состояния легкого пуха. - На валенки обычно берут осеннюю шерсть". В первую очередь шерсть отбивают, а чтобы легче это было делать, обрабатывают ее мукой. Уже после того, как шерсть зачесана, ее раскатывают, и делают заготовок валенка. Дальше идет процесс валяния, когда слабые и тонкие места заготовки заполняются шерстью. Для того чтобы шерсть быстрее и лучше села, заготовку валенка кипятят. Потом кладут в нее колодки, с помощью которых заготовка принимает форму валенка и отправляется в сушку. И уже через сутки валенок готов к употреблению. А дальше местные вышивальщицы украшают валенки по собственному усмотрению. Чаще всего они используют мордовский орнамент, а иногда к оформлению зимней обуви подходят весьма оригинально. Здесь и национальная вышивка и роспись красками, украшение лентами и бисером и бусинами. Кроме того, на валенках может красоваться любая надпись: от "Привет!" до "boss". Администрация Ардатовкого района ждет от музея и экономического эффекта. При музее планируется создать небольшую производственную базу и оборудовать линию по валянию валенок. Жители Урусова надеются, что их труд не пройдет даром и творения их рук сгодятся не только сельским жителям, но и войдут в моду у городских. Председатель национального комитета по национальной политике РМ Александр Лузгин надеется, что на музей обратят внимание и иностранцы, которые стали частыми гостями в Мордовии. В этом случае в Ардатовском районе можно будет развивать один из перспективных видов туризма – этно-культурный. Есть у ардатовцев и еще одна задумка – многие местные жители занимаются плетением корзинок. Работа по возрождению этого вида промысла еще впереди. Тем не менее, в Урусове надеются, что шаг за шагом один за другим возродятся все виды народного творчества Мордовии.
Пост N: 4
Зарегистрирован: 07.12.10
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Рейтинг:
0
Отправлено: 13.12.10 14:08. Заголовок: Из глубины веков Гл..
Из глубины веков
Глава сельской администрации Александр Иванович Аржаев, который был инициатором создания музея и является главным организатором всех выставок, сказал, что ремесло, которым сейчас промышляют мужики всего села, по своему «стажу» уходит в глубь веков.
– Более ста лет в селе валяют валенки. Это точно. Мой дед валял, прадед и прапрадед, а может, и прапрапрадед.
Как зародилось ремесло, никто не знает. При создании музея многих старожилов поспрашивали, но никто точного ответа не дал. Существует только легенда. Кто-то из урусовцев в давние времена отбывал ссылку в одном из сел Сибири, где, якобы, занимались валкой. Научился человек этому мастерству, а когда вернулся домой, стал сам подзарабатывать на нем, тщательно скрывая секреты производства. Но в селе даже иголку в стоге сена трудно утаить, и вскоре валенки стали валять в каждом доме. Выгода для семейного бюджета, несмотря на тяжелый труд, связанный с влажным воздухом и соляной кислотой, была ощутима.
-Только из-за соляной кислоты, парами которой приходилось дышать, – рассказывает Александр Иванович, – средняя продолжительность жизни валяльщиков в советские времена была не более 50 лет. Молодые мужики умирали часто, но редко оставляли это занятие, если только при серьезной болезни. Сейчас кислоту никто не применяет, валяльщики стали меньше болеть, а значит больше зарабатывать.
Выгодный бизнес
– Издавна, – говорит Александр Иванович, – наши деды и прадеды собирались в бригады и отправлялись на промысел по всему Поволжью, добирались до Сибири, даже до Дальнего Востока. По осени, оставив все колхозные дела, из села уезжало все мужское население.
Эта традиция живет и по сей день, но выезжающих стало меньше. К примеру, в прошедшую зиму их было около тридцати человек (раньше эта цифра переваливала за сотню). Бригады работали в нескольких регионах России. Сейчас они все дома и готовятся к выезду на другие заработки, которые оплачиваются в основном зерном, им откармливается скот в личных подворьях. Это второй по значимости бизнес урусовцев.
Впервые за много лет прошедшей зимой человек 50 валенки валяли дома. Работа нашлась всем. Заказы поступали со всех концов Мордовии и регионов России.
– Валенки у всех мастеров брали «на ура». Только в адрес сельской администрации пришло около 600 писем-заказов, отправителями которых были, в основном, пенсионеры. Многие просили свалять «эксклюзивные» валенки. Вы представляете валенок 50-размера? Это какая же стопа у человека, удивлялись мы, прочитав письмо баскетболиста из Москвы. Ту же просьбу высказал и 16-летний парень из южного региона. А одна старушка попросила валенки, размер голенища которого составлял 70 см. Бывало и наоборот – 20 см. Одному мужчине потребовались валенки высотой в 70 см! Мы старались всем помочь. Ни один заказ не оставили без внимания. Мастера работали в поте лица и сделали вывод, что дома работать намного легче. Родные стены помогали, – рассказывает Александр Иванович.
Шерсть закупали в Чувашии. Одна бригада ездила за ней в Башкирию, откуда привезла 1200 кг. Хватило на всю зиму.
– Не выгоднее ли самим заниматься овцами? – спрашиваю Александра Ивановича.
– Разговор на эту тему я заводил с валяльщиками, и все пришли к мнению, что это пустая трата времени. Раньше в селе было немало овец, целое стадо паслось на лугах. Вечером домой их загоняла ребятня. Овца – животное упрямое, семь потов с тебя сойдет, чтобы во двор загнать. Я прекрасно помню, как мы это делали в детстве. Гонялись за ними – только пятки сверкали, по особым меткам на ушах догадывались, чья овца… Ох, нелегкая эта была работа. Сейчас ее будет выполнять некому – детей в селе мало. Так что выгоднее закупать шерсть на стороне. К тому же у урусовцев появилась надежда в лице Виктора Сергеевича Аржаева из Октябрьского, который всерьез хочет заняться овцами. У него это получится. Мужик серьезный.
Свои «звезды»
Есть в селе и свои мастера-«звезды». Необычные заказы сельская администрация в основном доверяла трем Николаям: Аксенову, Юртаеву, Понятову и Юрию Аксенову. У каждого свой неповторимый почерк, свои секреты, и все сходятся в том, что настоящие валенки можно делать только вручную, во время процесса вкладывается не только мастерство, но и душа. Это тоже самое, как печь хлеб или пироги. Они получаются вкусными и пышными у той хозяйки, которая оживляет их теплом своей души!
В прошедшую зиму, выезжая на различные выставки, урусовцы впервые выставили не только валенки, но и женские шляпки, мужские папахи, шлепанцы и кафтаны. Их мастерил Юрий Аксенов. Эту идею подала ему жена – директор ДК Надежда Аксенова. На одной из выставок она увидела образцы этих изделий и загорелась. Попросила мужа попробовать, и он сделал. Его работы получились на удивление и восхищение не только самим урусовцам, но и, где их показывали. Заказы не заставили себя ждать.
– Юрий по натуре – творческий человек. Он с детства хорошо рисует, свои работы украшает-вышивает сам, поэтому они всегда узнаваемы, – говорит глава села.
Залог здоровья и непорочности
В музее валенок, единственном в Поволжье, на самом видном месте висит плакат с высказыванием русского царя Петра Первого: «Валенки восстанавливают циркуляцию крови». Эти слова могут подтвердить все, кто взял за моду носить валенки. Они снимают усталость, в них нога чувствует себя комфортно и удобно. Это один плюс. Второй – немаловажный для урусовских женщин: чьи мужья занимаются валкой – трезвенники.
– Спаси-сохрани, чтобы они выпивали! – сказал Александр Иванович. – Наше село можно назвать абсолютно непорочным в этом отношении, и это только радует.
Самая ноская и теплая обувь получается из осенней овечьей шерсти. Ее чешут, отбивают, раскатывают, кипятят, с помощью специальной колодки формируют валенок и отправляют в сушку. Обновку можно примерять уже через сутки.
Цены на готовые валенки приемлемые: детские обойдутся в 700 рублей, женские –1200, мужские – 1300. Тем, кто заказывает по почте, – наценка в 300 рублей за пересылку.
Прибыль от валенок урусовцы вкладывают в образование своих детей, покупают компьютеры, автомобили, трактора, мотоблоки, строятся. Это значит, что с возрождением старинного ремесла можно связать и будущее села.
Недавно урусовцы получили необычный заказ – потребовали валенки 50-го размера! «Таких великанов нам еще не заказывали, – говорит глава села А.И. Аржаев. – Долго думали, кому доверить их валять. Взялся Николай Юртаев. Две пары отправили в Тюменскую область 13-летнему мальчику! Это какая же у него нога! Две другие – тренеру баскетбольной команды в Москву и еще в Краснодарский край».
Кстати, урусовские валенки часто приглашаются на выставки. На этот раз «выезжали» в Самарскую область, где проходили дни Мордовии. Выставляли их глава села А.И.Аржаев и главная вышивальщица Н.Н. Маторкина. Они не только рекламировали свой товар, но и продали семь пар валенок.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет